Мигрантам будут выдавать сертификаты специалистов
- Какие новые положения рассматриваются в законопроекте?
— В нем много нововведений. Проект закона предусматривает конкретные обязательства всех государственных органов в регулировании процессов трудовой миграции. Например, оказание бесплатных услуг трудовым и потенциальным трудовым мигрантам в получении необходимой информации о вакантных рабочих местах, о правилах и законодательствах принимающих стран и другие способы правовой консультативной поддержки как внутри страны, так и за ее пределами.
Также предусмотрено создание общественных фондов социальной поддержки трудовых мигрантов. Имеется положение о реинтеграции, то есть помощь в адаптации трудовых мигрантов, которые многие годы работали за рубежом и уже привыкли жить в условиях другой страны. Мы должны им помочь в этом, в первую очередь — в трудоустройстве.
Большинство вернувшихся мигрантов — хорошие специалисты, но у них нет соответствующего документа, подтверждающего квалификацию. Для этого у нас есть специальный механизм сертификации навыков, и этот механизм уже работает. Трудовой мигрант проходит короткий курс обучения и после сдачи экзаменов получает сертификат о наличии профессии. Такую сертификацию ежегодно проходят 5-6 тысяч наших граждан.
Также мы разработали механизм репатриации (возвращения на родину — ред.) мигрантов.
Впервые в закон включена норма, которая предполагает финансирование транспортировки на Родину тел наших сограждан, погибших за границей, за счет бюджета государства, куда также включены расходы на ритуальные услуги. На данный момент государство оплачивает только транспортировку.
В законопроекте предусмотрено не только регулирование вопросов трудовой миграции наших граждан, но и разработаны нормы по привлечению иностранной рабочей силы. Исходя из того, что Таджикистан ратифицировал Конвенцию ООН о защите прав всех трудовых мигрантов и членов их семей, законопроект разрабатывался в соответствии с этим документом. На общественном совете было озвучено очень хорошее предложение о том, чтобы в организациях с зарубежными инвестициями работало 80% наших граждан и только 20% иностранцев. Этот пункт мы включили в законопроект.
Льготы для малого и среднего бизнеса помогут вернувшимся мигрантам
- Кто еще принимал участие в подготовке предложений, кроме госструктур?
— Кроме рабочей группы, которая была создана по поручению правительства, мы задействовали все министерства и ведомства. Проект закона был обсужден на общественном совете, куда также были приглашены представители политических партий, международных организаций и НПО.
- Есть ли в миграционной политике программы стратегии, ведущие к сокращению потока трудовой миграции? Расскажите о них.
— Проект закона в основном направлен на сокращение процесса трудовой миграции. Предусмотрены преференции, льготы, очень много мероприятий для трудоустройства граждан внутри страны, которые отсутствуют в действующем законодательстве. Это в первую очередь создание новых рабочих мест, механизм сертификации навыков и т.д.
Параллельно с новым законом мы начали разрабатывать проект Стратегии трудовой миграции на период с 2015 по 2020 годы. В нем также будет предусмотрено очень много мероприятий для сокращения роста трудовой миграции.
Также мы планируем включить в Стратегию механизм вовлечения трудовых мигрантов в малый и средний бизнес. Думаю, что развитие предпринимательства будет способствовать сокращению количества граждан, выезжающих за рубеж в поисках работы.
Перед выездом мигрант должен будет зарегистрироваться в структурах МС
- В статье 11 законопроекта говорится о том, что трудовая миграция до 18 лет будет запрещена. У этого решения много сторонников и противников. Были мнения, что молодежь обеспечивает часть семейного бюджета и необходимо просчитать негативные последствия введения такого запрета. Учтут ли точку зрения противников или статью оставят без изменений? Если выберут второй вариант, то какие механизмы контроля предусмотрены? Ведь понятно, что далеко не все указывают цель поездки.
— Во-первых, мы ратифицировали Конвенции ООН и МОТ, в соответствии с которыми иностранный гражданин, то есть трудовой мигрант, принимается на работу после достижения 18-летного возраста. Во-вторых, все принимающие страны берут на работу граждан только после 18 лет. Разрешение на работу лицам, не достигшим этого возраста, не выдается. Фактически они не могут трудоустроиться легально.
Например, Федеральная миграционная служба России регулярно проводит рейды, и жестко контролирует этот вопрос.
Поэтому, если наши граждане будут уезжать на работу за границу до 18 лет, мы не сможем защитить их трудовые права.
- Есть ли в проекте пункт, согласно которому жителей обяжут перед отъездом в трудовую миграцию зарегистрироваться в уполномоченных органах? Какие преимущества от этого получат мигранты? Как это будет происходить?
— Наряду с обеспечением прав трудовых мигрантов предусмотрены и некоторые обязательства. По новым правилам, перед выездом мигрант должен получить необходимую информацию и другие консультации от структур миграционных служб на местах. Эти структуры рекомендуют трудовым мигрантам курсы обучения, если у них не имеется соответствующих профессий или сертификата о знании иностранного языка.
Если у потенциального трудового мигранта нет конкретного работодателя за рубежом, ему предлагаются вакансии рабочих мест, имеющихся в базах миграционной службы.
Также перед выездом потенциальному мигранту будет предоставлена информация о законах и правилах той страны, куда он хочет выехать.
Это будет только на пользу, так как практика показывает, что большинство из выезжающих граждан не подготовлены к трудовой миграции, не знают язык, у них нет соответствующей профессии. Они рискуют столкнуться с кучей проблем. Поэтому необходимо регулировать процесс именно перед выездом.
Общественные фонды будут помогать мигрантам на местах
- Почему при разработке законопроекта был учтен именно опыт Филиппин, ведь это государство с более чем миллиардным населением, превышающим Таджикистан во много раз? В придачу их политика направлена на поощрение миграции?
— Мы учитывали процентные соотношения. В Филиппинах 10% населения в трудовой миграции, у нас почти так же. Например, по опыту Филиппин мы внедрили положение с общественными фондами в законопроект.
Почему не государственный, а именно общественный фонд? Дело в том, что все правительственные и неправительственные организации, занимающиеся вопросами трудовой миграции, могут быть учредителями такого фонда.
Средства будут формироваться за счет взносов самих мигрантов, грантов и других поступлений строго на добровольной основе. Цель фонда — социальная поддержка трудовых мигрантов.
Те мигранты, которые пожелают стать членами фонда, могут рассчитывать на финансовую поддержку в случае возникновения каких-либо проблем за границей.
В проекте мы предусмотрели и механизмы контроля над средствами. Правительство будет утверждать типовое положение фонда и все рамки его работы.
В Филиппинах такие организации всесторонне помогают мигрантам. За счет их средств оплачиваются расходы на лечение, если возникнут проблемы со здоровьем. Фонд может оплатить услуги адвоката при судебных разбирательствах. Также предусмотрена поддержка семей трудовых мигрантов, которые остались на родине.
Сейчас все организации, которые работают в сфере миграции, не действуют совместно. А такой фонд как раз мог бы объединить их усилия.
- Чей еще опыт учитывался?
— Мы учитывали опыт стран СНГ, у которых более схожая ситуация с нами. Это Казахстан, Кыргызстан, Молдова.
В сфере регулирования частных агентств по занятости (ЧАЗ) мы учли опыт Молдовы. Впервые в законе пропишут нормы по ЧАЗам. Для этих структур отдельно будут разработаны правила трудоустройства наших граждан за границей. Пропишем все детально, какие есть риски, какие документы нужно оформить. То есть, можно сказать, что ЧАЗы теперь будут отвечать за свою работу головой.
- Будут ли организованы общественные слушания по законопроекту? Если да, то когда?
— Обсуждения уже были. Проект закона стал главной темой на общественном совете, куда также были приглашены представители политических партий, международных организаций и НПО. Поступило очень много хороших предложений от тех, кто в нем участвовал. Часть из них мы учли, другая была не принципиальной. Думаю, что нам сначала нужно реализовать те положения, которые уже включены в законопроект, а потом уже дорабатывать его на основе практики.