ДУШАНБЕ, 20 авг — Sputnik. Народный артист СССР, известный актер театра и кино, режиссер и педагог Лев Константинович Дуров скончался 20 августа в Москве после продолжительной болезни.
Родом из Лефортово
Лев Дуров — коренной москвич, родился в Лефортово, где провел свое детство. Происходит он из знаменитой династии цирковых артистов — дрессировщиков и клоунов Дуровых.
Наверное, актерские гены привели его еще в школе в драматический кружок при Дворце пионеров, а затем и в знаменитую Школу-студию при Московском Художественном театре. Там его учителями были великие мхатовские "старики".
По окончании Школы в 1954 году Дурова пригласил в свой театр Константин Шах-Азизов — директор тогда Центрального детского театра (сейчас это РАМТ). И на первом же в своей жизни сборе труппы Дуров встретился с великим режиссером Анатолием Эфросом, с которым потом не расставался около 30 лет и который во многом определил его актерскую судьбу.
Вместе с Эфросом
Дебют Дурова в театре состоялся в 1955 году. Это был спектакль "В добрый час", который поставил Анатолий Эфрос по пьесе известного советского драматурга Виктора Розова и в котором партнерами Льва Константиновича были Олег Ефремов, Олег Анофриев, Геннадий Печников.
Десять лет актер лет проработал в ЦДТ, а после ухода Эфроса в Театр Ленинского комсомола ушел вместе со своим режиссером.
Так случилось, что в "Ленкоме" Дуров "служил" всего четыре года. Но за это время успел сыграть в замечательных постановках Эфроса, которые тогда гремели на всю Москву и чей зрительский успех был необычайным. Это спектакли по пьесам Эдварда Радзинского "Снимается кино" и "104 страницы про любовь", чеховская "Чайка", "В день свадьбы" по пьесе Розова, "Мольер".
После изгнания Эфроса из "Ленкома" режиссер взял с собой несколько своих артистов, в числе которых был и Дуров. Так началась новая страница жизни Льва Дурова в Театре на Малой Бронной, где он проработал с 1967 года до конца своих дней.
На этой сцене актер играл еще при жизни Эфроса роли в таких спектаклях, как "Ромео и Джульетта" (Тибальд) и "Отелло" (Яго) Шекспира, чеховские "Три сестры" (Чебутыкин) и "Чайка" (Сорин), "Женитьба" Гоголя (Жевакин) и "Брат Алеша" (Снегирев) по Достоевскому.
Затем Дуров закончил Высшие режиссерские курсы и в Театре на Малой Бронной осуществил несколько постановок. В их числе шекспировская "Буря", "Лес" Островского, "После бенефиса" по Чехову, "Весельчаки" Саймона и другие.
200 ролей в кино
Практически одновременно с работой в театре началась и актерская кинокарьера Дурова. Он начал сниматься в 1954 году и не покидал съемочную площадку до конца жизни.
Дуров был чрезвычайно востребованным артистом. Ему и в кино везло на больших мастеров. Он снимался у Михаила Ромма ("9 дней одного года"), у Татьяны Лиозновой в "17 мгновениях весны", работал с Георгием Данелией в картине "Я шагаю по Москве", у Василия Шукшина в "Калине красной". Незабываемы его работы в фильмах "Большая перемена" и "Д'Артаньян и три мушкетера".
Сам Лев Константинович считал, что его судьба не обидела — была интересная работа в кино и в театре. Он был неутомимым человеком, который и в старости не снижал свой жизненный темп, не останавливался.
Он говорил, что "нельзя позволять себе стареть. А надо изо всех сил стараться сохранять ребяческий взгляд на жизнь, чтобы смотреть на мир широко раскрытыми глазами".
Актер на все амплуа
Судя по ролям, артисту Льву Дурову было подвластно все: от античной трагедии до бытового фарса. Он играл трагиков, комиков, клоунов и был во всех этих образах невероятно органичен.
Режиссеров привлекал не только многогранный талант Льва Константиновича — он им интересен был как человек, как неординарная личность. Дуров был из тех актеров, которых нельзя назвать просто исполнителями, он был полноправный соавтор фильма или спектакля, в котором участвовал.
Он все время фонтанировал идеями, предлагал какие-то новые повороты, импровизировал.
Анатолий Эфрос говорил, что "Дуров включается в роль всем своим существом. Его отдача роли не имеет границ". Когда знаменитая эфросовская "Женитьба" была показана на фестивале в Эдинбурге, в местной газете написали, что "на спектакль стоит пойти только потому, что в нем играет трагический клоун Лев Дуров". Актер очень гордился этим званием.
Неутомимый Дуров
На съемочной площадке, или на репетиции в театре, или просто в дружеской компании Дуров всегда был в центре внимания. Блистательный рассказчик, обладающий чувством юмора, он заражал всех энергией, жизнелюбием, стремлением познать новое.
Он успевал все — играл в театре, снимался в кино, выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ, писал книги. В 1999-м вышла его книга "Грешные записки", а в 2008-м — еще две: "Байки из Закулисья" и "Байки на бис".
Друг и коллега Льва Константиновича актер Владимир Качан сказал, что география звания Дурова "Народный артист СССР" формально сузилась до размеров России. Но по-прежнему в Беларуси и на Украине, в Казахстане и Прибалтике, Израиле и США и в других странах "помнят и любят драматического клоуна, хулигана, анекдотчика, своего в доску мужика для всех слоев населения, а потому абсолютно народного артиста Льва Дурова". И память эта навсегда.