Аэроклуб в Фахрабаде был основан в 1936 году и в советский период успел выпустить несколько тысяч спортсменов и несколько десятков чемпионов.
В числе знаменитостей 19-кратный мировой рекордсмен, единственный на Земле человек, совершивший более 17 тысяч прыжков с парашютом, Юрий Баранов и Анвар Абдуразаков, на счету которого более пяти тысяч прыжков.
Вроде как этой информации более чем достаточно, чтобы уверенно выпрыгнуть за борт на высоте 800 метров. Но не тут-то было…
Керосина нет, зато есть бензин
Сразу после того, как ты решаешься на этот поступок, начинается самое страшное: все родные и близкие просто ежедневно умоляют не допустить эту роковую ошибку, а знакомые задаются вопросом, не сошла ли ты с ума.
Ко всему прочему, записавшись на прыжок, ты никогда точно не знаешь, прыгнешь ты в запланированные очередные выходные или нет. Другими словами, будет ли на это топливо. Процесс ожидания под натиском близких увеличивает страх все больше.
Как оказалось, нехватка авиационного керосина 91/1115, который стоит сегодня порядка $941 за тонну, стала основной проблемой аэроклуба. Именно на этом топливе должен летать биплан-долгожитель АН-2. Должен, но не летает.
Заправлять бипланы, которых в распоряжении аэроклуба сейчас пять, служащие вынуждены автомобильным АИ-95. А все потому, что стоит он гораздо дешевле — $650.
"Но с автомобильным топливом есть некоторые ограничения: нельзя набирать высоту более 2,5 тысяч метров, да и пассажиров много не возьмёшь — максимум 9 человек, в то время как с авиационным можно было бы и 12", — говорит замначальника аэроклуба по инженерно-авиационной службе Махмадджон Рахимов.
Ежегодно в сезон — с апреля до ноября — аэроклуб своими силами приобретает до пяти тонн топлива, доставку которого приходится ждать иногда до двух месяцев.
Тратят бензин в таджикском аэроклубе очень экономно, поскольку ждать помощи извне не приходится. Шесть лет тому назад глава государства Эмомали Рахмон для поддержки деятельности умирающего аэроклуба обязал Минфин страны ежегодно выделять средства для закупки топлива. Однако, по словам Махмадджона Рахимова, это поручение было выполнено всего один раз…
Но нам повезло. Пару недель ожидания — и звонок: бензин есть.
Инструктаж на выживание
Нас — 15 новичков — за неделю до прыжка в старом, не оборудованном трехэтажном здании ДОСААФ в центре Душанбе встретил инструктор с 10-летним стажем.
Олег Харитонов подошел к подготовке очень серьезно: выдал за один час столько нужной и ненужной информации, что некоторые впали в панику прямо там, за много дней до прыжка.
Он припомнил о летальном случае, который хоть и был единственным за весь период существования аэроклуба, но оставил много неприятных воспоминаний.
А произошел он, как утверждает Олег Владимирович, по вине прыгающего — тот как раз-таки не слушал инструктора.
"Напугать до чертиков" новичка, как выяснилось позже, входит в обязательный инструктаж. "Слишком уж они расслабляются, — говорит Харитонов. — А так, за неисправность парашюта отвечать мне — тюремным заключением ровно на 7 лет…"
Денег нет, туристов тоже
Пожалуй, на этом и заканчивается первая — мучительно страшная — часть этой парашютной истории. Дальше было все гораздо веселее.
Ровно через неделю после первой подготовки все — теперь уже 25 желающих — в 6 утра выехали в путь.
Как назло, поднялся "афганец", и мы уже начали переживать, что красот с высоты птичьего полета нам не увидать. Зато пропал страх, который мучил уже столько дней. В душе мир и покой.
И вот абсолютное счастье… Аэродром Фахрабад, и нас встречает наш "кукурузник".
Аэродром занимает около 100 га площади, здесь готовят десантников для Минобороны, ВВС и МВД, спортсменов-парашютистов, а теперь еще и нас…
После быстрой проверки состояния здоровья каждого, нас, новичков, отправили к тренажерам на открытое поле. Душа рвется к облакам, но для начала мини-экскурсия внутри АН-2, потом несколько пробных прыжков с высоты двух метров, и под конец работа с подвесной системой для правильного разворота и удобного приземления.
Уже в полнейшем экстазе, с гордо поднятой головой и в ожидании того самого звездного часа чешу за своим парашютом.
Нужно сказать, что до этого самого момента нам никто не говорил, что он весит целых 20 килограммов… 20 килограммов при моих 49 — почти половина веса!
Последний инструктаж. Стою в полном обмундировании — парашют, шлем. Сначала стою, потом лежу в разных удобных и не очень для спины позах.
Уже с тоской следя за полетом птиц, параллельно узнаю, что аэроклуб имеет всего 7 собственных парашютов: 4 — спортивных и 3 — десантных. Для таких массовых сборов, как наш случай, взаиморасчетом аэроклуб берет в аренду парашюты у Десантно-штурмовой бригады мобильных войск МВД.
Купить свои парашюты аэроклуб не может: нет денег. Их, впрочем, нет для многого, хотя бы взять ремонт единственного в аэроклубе спортивного самолета ЯК-52. На него сейчас нужно потратить минимум $3 тысячи.
Нет денег и для привлечения дополнительных квалифицированных инструкторов, которых пока в аэроклубе только трое, и PR- сотрудников, с помощью которых можно было бы привлечь любителей экстрима даже из-за рубежа.
А ведь такой вид экстремального отдыха стоит во многих странах больше $150, в то время как в Таджикистане за этот адреналин платишь всего $30.
Полеты во сне и наяву
…Взревев, наш самолет поднялся в небо. Нас на борту девять. Девять счастливчиков, включая "чужаков". Сегодня прыгаем командой — с нашим фотокором (его мы заставили) и шефом (он, видно, решил попробовать в жизни все).
Ни тебе паники, ни слез и истерик, ни даже ни единого обморока, как ожидалось, не было. Лично я позабыла обо всем и даже не задумывалась, что через пару минут мне придется шагнуть в бездну.
В голове кружились лишь слова инструктора: при приземлении держать ноги вместе!
И тут прозвучало: "Пошел!"
Один за другим в дверную пропасть вылетали ребята.
Очередное над ухом "Пошел!" И уже лечу я. Забыла сразу все. Что нужно посчитать до трех, как учили, а посчитав, посмотреть, раскрылся ли парашют. Если в течение трех секунд он не раскрылся, нужно дергать кольцо запаски.
К счастью, до этого дело не дошло. К сожалению, я даже не успела прочувствовать всю красоту свободного падения, как над головой вспыхнул огромный купол.
Вспомнилась детская мечта: превратиться в птицу и парить над землей. Даже вставала на топчан родительского дома и, прыгнув, пыталась как можно быстрее махать руками в надежде, что это все же свершится.
И вот я лечу, вокруг ни звука. Далеко внизу мозаика полей и люди, как муравьи, ползут по своим скучным ежедневным делам.
А я Птица! Так с сегодняшнего дня я про себя решила!
P.S.
Для любопытствующих — полет наш прошел удачно, приземлились все, руки, ноги целы. Репортаж готов, но мы готовы пройти через все это еще много, много раз. Так что жди нас, Фахрабад!
P.S.S.
И еще. Наш первый прыжок, который мы смогли запечатлеть на камеру и даже на телефон, находчиво прикрепленный к руке скотчем, за пару дней набрал около 2 тысяч просмотров и более 200 лайков и комментариев в Facebook. А самое главное, желающих прыгнуть после нас стало еще больше.