- Как вы считаете, насколько все же вероятен сценарий прямого вторжения боевиков на территорию Таджикистана? Как вы оцениваете действительные возможности сил ОДКБ в случае, если, например, боевики проникнут в нашу страну уже завтра?
— В результате переброски во второй половине прошлого года больших групп боевиков из Пакистана и южных районов Афганистана на север, напряженность в северных и северо-восточных провинциях ИРА многократно возросла.
Эти провинции граничат со странами Центральной Азии, в том числе с Таджикистаном.
Потери афганской армии и полиции исчисляются тысячами. Отмечены случаи захвата талибами и сторонниками ДАИШ (ИГ) больших территорий на севере Афганистана, и ухудшение военно-политической обстановки имеет тенденцию к расширению. Это факт.
Но, несмотря на все это, я не думаю, что перед террористическими группировками сейчас стоит задача переброски больших групп в страны Центральной Азии и, в первую очередь, в Таджикистан. Поскольку в Афганистане на данный момент находятся группировки с разными задачами, целями, и разными источниками финансирования.
Соответственно считать, что все они будут действовать по одному плану и в одночасье переберутся в соседние страны, неправильно. Вот почему не стоит ожидать какое-то крупномасштабное военное противостояние со стороны сил ОДКБ.
Но, если на минуту все же представить, что террористические и экстремистские группировки напали на какую-либо страну в зоне ответственности ОДКБ… Я склонен думать, что организация не совсем справится, поскольку она по сей день не имела особого опыта в противостоянии, и меры по предотвращению на сегодняшний день не совсем отработаны. Их явно нужно улучшить, над чем и должны подумать сегодня на саммите в Душанбе.
- Какие минусы проявляются, по вашему мнению, в работе ОДКБ по противодействию вербовке и выезду граждан государств-членов Организации для участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций?
— По заявлениям официальных представителей ОДКБ, в рамках структур организации разработаны специальные меры в этом направлении: ведется работа по выявлению планов и методов работы террористических группировок в странах ОДКБ, создана Ассоциация информационно-аналитических структур организации, которая проводит анализ обстановки, рисков и угроз для стран-членов и вырабатывает превентивные меры.
Но, исходя из роста экстремистского настроения в зоне ответственности организации, можно сделать вывод, что пока усилия недостаточны и неудовлетворительны.
Видимо есть необходимость включать наряду с официальными аналитическими и исследовательскими организациями в упомянутую аналитическую ассоциацию и подлинно негосударственные структуры.
Это позволит наладить более эффективную работу среди тех же трудовых мигрантов и получить более сбалансированный и объективный анализ условий и причин вербовки и выезда граждан государств-членов ОДКБ, включая Россию, в "горячие точки".
- В продолжение темы о вербовке граждан постсоветского пространства на войну в Сирию и Ирак.
По данным СМИ, большой процент, например, граждан Таджикистана, вербуются не из республики, а из России, в то время когда наши граждане находятся там в трудовой миграции. С чем это может быть связано?
— Действительно граждане стран Центральной Азии вербуются в ряды террористических организаций, и особенно ИГ больше в России, чем в собственных странах. Это в первую очередь связано с тем, что среди них активно действуют сторонники экстремистских организаций.
Чаще всего пропагандистскую работу среди трудовых мигрантов из нашего региона выполняют представители кавказских регионов России. Но за последние годы уже подготовлены необходимые кадры из числа самих мигрантов. Понятное дело, что своим больше доверяют…
Кроме желания внести свою лепту "в священное дело джихада за халифат, где будет настоящее равноправие и обещания о хорошем вознаграждении за участие в войне против кафиров", еще есть и ряд причин не только идеологического, но и экономического, социально-культурного, духовного и правового характера.
Трудовые мигранты часто сталкиваются с серьезными проблемами с работодателями, их права плохо защищены. Их круг общения в основном ограничивается только своими людьми, для местных они остаются чужими.
Отсутствуют системные действия по проведению мероприятий культурного, религиозно-идеологического характера и так далее.
Такое положение на руку экстремистским организациям, работающим по конкретной и проверенной схеме и получающим поддержку в идеологическом и финансовом плане извне.
То есть активизация экстремистских и террористических организаций и увеличение числа их сторонников не только связано с внешним влиянием, но и внутренними условиями, как в России, так и в странах Центральной Азии.
Соответственно, проблема безопасности в зоне ОДКБ непосредственно связана и с проблемами экономического и социально-культурного характера. Поэтому на вопрос предотвращения угрозы терроризма и экстремизма участникам сегодняшнего саммита стоит также посмотреть и под этим ракурсом.