Во время официального визита президента Казахстана в Таджикистан Нурсултан Назарбаев и Эмомали Рахмон подписали несколько документов, самым главным из которых стало, по мнению экспертов, Соглашение о стратегическом партнерстве.
… Корреспондент Sputnik напросился в гости к своим друзьям.
Журналист Фарход и домохозяйка Айнура — уникальная интернациональная семья. Почти со всеми центральноазиатскими корнями. У Фархода отец узбек, а мать таджичка. У Айнуры — отец таджик, мать казашка. Глава семейства имеет российский паспорт, а супруга — таджикское гражданство.
— Я не думаю, что это соглашение что-то изменит в жизни простых людей, — улыбается Фарход. — Может в перспективе, но и то не уверен. В конце концов, у Таджикистана и до этого были стратегические партнеры — Россия и Китай. Все страны действуют в своих интересах, а названия — это не более чем ярлык.
Фарход — наш коллега, тоже журналист, работал как на местные, так и зарубежные СМИ.
— Я проработал в Казахстане два года, писал для газет и информационных порталов, снимал для ТВ, — вспоминает Фарход. — Там очень толерантный народ, но очень строгое миграционное и трудовое законодательство. Даже россияне, наиболее близкие казахстанцам, испытывают там сложности с трудоустройством.
Оказывается, в Казахстане нет института двойного гражданства и, чтобы получить местный паспорт, надо отказаться от уже имеющегося.
— Мне кажется более эффективным могло бы стать вступление в интеграционный союз, типа ЕАЭС, — подключается к разговору Айнура. — Вот тут уже реальные изменения для населения. Правда не все они положительные, но, как говорится, "стерпится — слюбится".
Во время разговора в гости к супругам заглянули родственники — мать и старший брат Айнуры. Раиса Имашевна и Эркин — граждане Казахстана, но постоянно проживают в Душанбе.
Участники беседы единодушны во мнении, что термин "стратегический партнер" придумали дипломаты, чтобы покрепче привязать к себе нужное государство. В случае с Казахстаном, входящим в тройку стран-лидеров по товарообороту с Таджикистаном, понятно, что Астане не очень интересна местная продукция…
— Если бы я торговал мукой или пшеницей, может быть, какие-то выгоды с этого соглашения поимел бы, — пожимает плечами Эркин. — Но у меня полиграфический бизнес, все расходные материалы мы закупаем в Китае. А там неважно стратегический ты или нет, китайцы всегда найдут тебе товар по деньгам.
Мама Айнуры и Эркина, Раиса Имашевна — пенсионерка. Она родилась в селе под Усть-Каменогорском (Восточный Казахстан). Размер ее пенсии на порядок выше местной. Она многое повидала и рассуждает с высоты своего возраста.
— Я мало что знаю о политике и политиках, — говорит Раиса Имашевна. — Но в одном я уверена: о простых людях они вспоминают только перед выборами.
…Вот такой простой, но мудрый разговор сложился у вашего корреспондента с гражданами трех государств, теперь стратегических партнеров.
Немного здорового скепсиса и, вместе с тем, какая-то невысказанная, но надежда. Надежда на перемены к лучшему. Ведь это так по-человечески.