Требовать сдачу не вошло в привычку жителей Душанбе может потому, что им так проще, — не спорить и не скандалить. Многие смирились, да и что нынче купишь на эту мелочь?
И это касается не только покупки товаров в магазинах и на рынках, оплаты коммунальных услуг, но, в первую очередь, оплаты проезда в общественном транспорте.
В течение августа-сентября корреспондент Sputnik регулярно ездила на автобусах и троллейбусах города, чтобы выяснить, насколько оправданы жалобы граждан.
И выяснила. Ни один (!) из кондукторов не возвращал пассажирам сдачу, скажем так, добровольно.
"Битва" за копейки
Еду по маршруту через центральную улицу Душанбе — проспект Рудаки (автобус №3 и троллейбус №1).
Наверное, это самая загруженная линия в городе, так как альтернативного транспорта здесь нет, разве что так называемые попутки, которые могут вас подвезти за 3 сомони. Но всё же ими пользуются не так часто, так как они по карману далеко не всем.
Стоимость проезда на автобусе составляет 60 дирам, троллейбуса — 70. Это утверждённые тарифы администрации города, но на мое удивление о них знают далеко не все.
Получив 1 сомони, кондукторы автобусов, за время нашего эксперимента, не выдавали сдачу в 40 дирам, а пассажиры этого и не требовали…
Я решила это сделать.
— Дайте сдачу, пожалуйста, — сначала просила я.
Ноль реакции.
— Дайте мою сдачу! — на требование (приходилось делать иногда это не раз), кондуктор, порой удивленно, а чаще с явным раздражением, выскребывал мелочь из карманов и нехотя отдавал мне.
А вот сегодня утром, когда я отвозила сына в школу, в очередной раз, с великим трудом отдавая мою сдачу, мальчишка-кондуктор сказал:
— А вообще-то, апа, вы должны и за своего сына заплатить 50 процентов, — решил в последнюю минуту не сдаваться кондуктор.
— Ээээ, отдай деньги, так не говори, она не должна, — тут уже вступился, услышав наш диалог, сам водитель.
К слову, и правда, не должна — школьники у нас имеют право на бесплатный проезд. Собственно, как и пенсионеры, ветераны и много других категорий граждан, о которых так благополучно "забывают" городские "водилы".
Вот и в этот раз мне удалось получить заветные монетки, лишь при выходе из транспорта, и при помощи уже самого водителя…
…Вы подумаете, да разве из-за 40 дирам стоит поднимать тему и уж тем более требовать эту мелочь.
Думаю, что стоит. И вот почему.
Мелочь = доход
Ради интереса я посчитала, каким может быть "доход" от этой, вроде бы мизерной сдачи.
И вот что вышло.
Если, условно говоря, в день автобус перевозит 100 человек (а это количество, мы знаем, гораздо больше), то получается, что от невозвращенной сдачи в 40 дирам можно заработать 40 сомони в день (100*0,40=40).
В месяц это уже (40*30=1200) 1200 сомони, в год (40*365=14600) это уже, ни много ни мало — 14 тысяч 600 сомони.
Теперь переводим эту сумму в доллары по курсу 6,80 сомони за $1, и получаем — $2 тысячи 147!
Вроде простая арифметика, но какая кругленькая сумма получается, не правда ли? А ведь это только один маршрут, условные 100 пассажиров и один автобус…
Если же брать одного человека, и ежедневные невозвращенные ему 40 дирам, то в год это 146 сомони (0,40*365=146). А это, для ясности картинки — целых 4 килограмма мяса, которое в рационе есть, опять же, далеко не во всех семьях…
Миллионы из копеек
А что если посчитать не условных пассажиров, а реальный пассажиропоток в столице?
Как оказалось, по итогам полугодия 2015 года, пассажиропоток в Душанбе составил 104 миллиона 535 тысяч 400 — именно столько человек было перевезено частным и государственным транспортом столицы.
— Тарифы за проезд не менялись более пяти лет. Есть два тарифа для автобусов — 60 дирам и 1,20 сомони. Всё зависит от дальности маршрута автобуса. К примеру, тариф за проезд на автобусе №3 составляет 60 дирам, на автобусе №8 — 1,20 сомони. А на троллейбусе — по любому маршруту — 70 дирам", — говорит начальник отдела логистики "Душанбе наклиет хадамот расон" Мелик Сиддиков.
Возьмем, опять же для примера, автобусы №3.
Как оказалось, в среднем, в день, они перевозят 21 тысячу 432 пассажира. В целом автобусов №3 — 24 единицы.
Интересно, то, что если никому из пассажиров не возвращать сдачу в 40 дирам, то сумма "выручки" получается — 8 тысяч 572,8 сомони в день.
А в год?
Если умножить ежедневный "копеечный доход" на 365 дней, то это — 3 миллиона 129 тысяч 72 сомони. Даже если сминусовать выходные дни, когда пассажиров не так много, то сумма все равно приблизится к 3 миллионам.
Увидев эти цифры, понимаешь суть поговорки: "Копейка рубль бережет", более четко.
Ну, и кроме автобусов и троллейбусов, проблема со сдачей есть во всех маршрутных такси.
Стоимость проезда на маршрутках с 2011 года составляет 1 сомони 60 дирам. Кто из пассажиров маршруток Душанбе получал сдачу в 40 дирам? Я, например, не часто…
А теперь осталось умножить эту мелочь (40 дирам) на весь объём пассажиропотока по итогам полугодия 2015 года. Напомним, это 104,5 миллиона.
Что вышло?
Можно ли сказать что 40 дирам это мелочь?
Не думаю…