В Таджикистане насчитывается более 30 тысяч глухих, слабослышащих и людей с нарушениями слуха и речи.
Однако, по словам Зебо Мидиевой, главного специалиста-переводчика языка жестов "Национального объединения глухих РТ", эти данные вряд ли соответствуют истине, так как в селах многие люди попросту не проходили освидетельствование по своей инвалидности.
— Сейчас мы работаем над продвижением таджикского языка жестов. Мы хотим, чтобы этот язык имел законодательную базу, имел такие же права и статус, как и словесный таджикский язык, — говорит Мидиева.
— За 20 лет независимости люди стали забывать русский, — говорит Абдуджаббор Давлатов, временно исполняющий обязанности президента Объединения.
Абдуджаббор Давлатов сам инвалид по слуху, говорит с помощью сурдопереводчика. Все проблемы слабослышащих людей он знает из своего опыта, сам всю жизнь борется за права инвалидов по слуху.
В 2014 году силами Национального объединения были выпущены видеокурсы таджикского языка жестов.
— Также мы перевели закон и конвенцию о правах лиц с инвалидностью на язык жестов. Постепенно они изучают эти важные документы и узнают свои права, — рассказывает Давлатов.
"Жестовый язык остается в стороне…"
Одна из главных задач сегодняшнего дня, по словам специалиста, предоставление услуг сурдопереводчиков инвалидам по слуху.
— Мы должны иметь доступ к информации, к образованию, а также должны иметь возможность решать социальные вопросы самостоятельно, — говорит Давлатов.
Инвалиды по слуху, по его словам, в свое время получали некачественное образование, или не получали его вовсе, так как у самих педагогов не было профессиональных знаний преподавания языка жестов.
Специалист считает, что, при наличии законодательной базы, обеспечение финансирования вышеуказанных вопросов решалось бы совместно с государством.
— Мы сейчас боремся с устным методом преподавания, — продолжил Давлатов. — Потому что в школах продвигается именно этот метод. То есть, ребенка пытаются научить говорить, слышать, считывать с губ, а язык жестов остается в стороне. Мы говорим, что у нас есть равные права, но нет равных возможностей. Мы бы хотели, чтобы был билингвистический метод обучения — это своего рода устный и язык жестов одновременно. Мы считаем, что язык жестов никак не может повлиять на качество обучения ребенка, наоборот, он может повысить уровень его знаний", — отметил он.
…По данным ВОЗ, более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха.