…По соседству разведчики отрабатывали элементы показательного шоу, которое будет продемонстрировано гостям 1 октября, в день семидесятилетнего юбилея пребывания частей 201-ой РВБ в Таджикистане.
От штыков до тепловизоров
Перед началом круглого стола: "70 лет на таджикской земле", гостям, перед зданием штаба демонстрировали различные виды стрелкового оружия. Подержать в руках наган, маузер, винтовку или британский автомат образца 1940 года могли не только бывалые ветераны, военные историки, но и юные курсанты местного "Суворовского" лицея, студенты вузов, солдаты контрактной службы.
Рядом, для контраста, были представлены два образца настоящих беспилотников. А чуть дальше стояла шеренга бойцов различных специальных подразделений, экипированных по полной боевой готовности.
Можно было посмотреть в окуляры прибора ночного видения и снайперского прицела. Пощупать новейшие защитные элементы — наколенники и подлокотники, потрогать новейшее оружие.
Вот таким не скучным способом командование решило начать знакомство подрастающего поколения с прошлым и настоящим 201-ой гатчинской, дважды краснознамённой, ордена Жукова российской военной базы в Таджикистане.
Лыжники вместо кавалеристов
Ее первые подразделения (тогда еще дивизии) были расквартированы в республике спустя 5 месяцев после окончания Великой Отечественной войны.
Военные разместились в гарнизонах, откуда ушла на фронт и не вернулась 20-ая таджикская кавалерийская дивизия.
А формировалась 201-ая в блокадном Ленинграде и получила своё именное название после освобождения Гатчины.
Участник войны и ветеран дивизии, полковник Хамид Расулов рассказал, что соединение создавалось на базе лыжного батальона. В ходе финской кампании лыжники были эффективны и их сохранили, как кадровые подразделения. Остальные части дивизии представляли собой "сборную солянку": пограничники, милиционеры, ополченцы.
— Как-то разведчики на лыжах атаковали штаб гитлеровцев и захватили в плен большое количество офицеров с полковым знаменем, — рассказывает полковник Расулов. — Узнав об этом, немецкий военачальник не стерпел дерзости и застрелился.
База на перспективу
Лыжи на складах 201-ой базы есть и сейчас. И хотя соединение стоит на южных рубежах, заместитель командира базы — полковник Владимир Перепелица, говорит, что в горной части Таджикистана снег зимой, как на финской границе. Поэтому лыжная подготовка входит в обязательную программу обучения бойцов спецназа и разведки.
Но учат здесь не только своих.
Только в течение этого года, согласно договоренности между оборонными ведомствами двух стран, в учебных центрах 201-ой базы будет подготовлена одна тысяча младших специалистов для вооружённых сил Таджикистана. В их числе механики-водители, наводчики, командиры миномётов. Подобная практика продолжится и в дальнейшем.