— Хорошо, что нет пробки. Вот тогда это было бы настоящим испытанием! — говорит Хасан — наш водитель, который ежедневно курсирует по маршруту Душанбе-Пенджикент и обратно.
Сразу же, у входа в тоннель, он закрыл все окна и просил их не открывать.
— Так сообщили ведь, что работы завершились?— спросила я.
— Да-да, конечно завершились, вот вы как раз и увидите это, — иронично добавил водитель, не скрывая улыбку.
Я попросила остановить машину для того, чтобы отснять рабочий процесс в тоннеле.
От выхлопных газов легковых автомобилей и большегрузных машин режет глаза и забивается нос. Даже не представляю, что произойдет, если вдруг здесь возникнет пробка…
Это уже потом, после того, как мы выйдем из тоннеля, я замечу слой серого налета на коже рук. Аллергикам и сердечникам здесь явно не место…
Строители, большинство из которых, были без респираторов, приветствовали человека с камерой довольно охотно.
Многие из них признались, что сроки завершения достройки были нереальными. Возможно тоннель, будет достроен только через полгода.
— Вы ведь понимаете, что проблем в тоннеле много. Вода всё продолжает прибывать и, видите, она всё разрушает, а когда будут осадки то, что будет, не знаю, — говорит один из строителей Шухрат Рафиев, который очищал край тоннеля и готовил его для заливки бетона.
"Истиклол" — крупнейший тоннель (протяженность 5,2 километра), расположенный на единственной трассе из столицы страны на Север республики. С июля по сентябрь месяц он был закрыт (в очередной раз), чтобы строители могли завершить проект.
Вопреки заявлениям Минтранса о том, что строительство тоннеля 25 сентября было завершено, работа в нём в самом разгаре…
Строим, строим, никак не построим…
Продолжают строить тоннель иранская компания Sobir International и таджикские специалисты.
Официально тоннель был сдан еще аж в 2006 году, но имел множество проблем. Самой главной из них оказалась вода, которая все еще течет по стенкам тоннеля, что разрушает его изнутри.
Эта проблема, в свою очередь, мешает строителям установить вентиляцию и освещение.
— Мы завозим специальный цемент из Ирана марки М900, который водонепроницаем — это решение поможет нам избавиться от главной проблемы в тоннеле, — говорит один из строителей.
На "Истиклол" было затрачено до 2006 года $10 миллионов. Эти деньги были выделены из бюджета Таджикистана, до прихода иранской стороны.
Затем, уже были $39 миллионов, из которых $10 миллионов — грантовое финансирование правительства Ирана, $21,2 миллионов — кредит иранской стороны и $7,8 миллионов — доля таджикского правительства.