Стратегический плацдарм
Захватив город и провинцию Кундуз, экстремисты, будь это движение "Талибан" или "ИГ" и "Аль-каида", получают важный стратегический плацдарм, с которого могут развить свою экспансию не только на восток и юг Афганистана, но и на соседние страны — Таджикистан, Узбекистан и Туркмению.
Кроме того, контроль над этой провинцией, позволит им организовать лагеря подготовки боевиков.
Стоит ли ждать угрозы?..
Боевики движения "Талибан" в конце девяностых годов прошлого века уже выходили на южные рубежи СНГ.
На участке Пянджского погранотряда их можно было не только видеть, но и разговаривать с ними, так как часть границы с Таджикистаном контролировалась ими практически до 2001 года, пока в Афганистан не вошли американцы.
Тогда, за исключением шальных снарядов, которые залетали на территорию Таджикистана с позиций талибов, других инцидентов на границе не было.
Движение "Талибан" утверждало, что хочет наладить отношения с соседями и не собирается нападать на них.
На самом деле в ближайшей перспективе, возможно и не следует ожидать агрессии со стороны "Талибан", так как у движения была и есть другая нерешенная задача в самом Афганистане — полностью захватить власть в стране, считают многие эксперты.
Однако, нужно принимать во внимание то, что если центральная власть Афганистана потеряет контроль над Северными районами, то они легко могут быть использованы для создания лагерей подготовки террористов и плацдарма для дальнейшего продвижения на север.
Ранее сообщалось, что вытесненные из пакистанского Вазиристана боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и ряда других экстремистских группировок, переместились в северные районы Афганистана, в том числе и в провинцию Кундуз.
ИДУ, лишившись базы и источников материально-технической поддержки в Пакистане, ищет новых спонсоров и союзников, теперь уже на севере Афганистана.
По данным афганских СМИ руководство ИДУ заявило о том, что присягнула на верность "ИГ" в Афганистане.
Принимая во внимание цели и задачи ИДУ, а это свержение конституционного строя в странах ЦА и создание на их территории Туркестанского исламского халифата, можно предположить, как и в каком направлении может быть использован потенциал ИДУ "Исламским государством".
В составе всех перечисленных выше экстремистских и террористических группировок воюют выходцы из Средней Азии.
Власти Таджикистана открыто признают наличие своих граждан в составе этих группировок, об этом также говорят и представители сил безопасности Афганистана.
Таким образом, концентрация вдоль границ Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, вооруженных группировок движения "Талибан", "ИГ", ИДУ, а также "Джамоат Ансаруллох", Джундулло и Аль-Каиды, создает потенциальную угрозу для безопасности этих среднеазиатских стран.
… и от кого конкретно?
Из всех перечисленных выше экстремистских группировок, опыт войны на территории Таджикистана имеет лишь Исламское движение Узбекистана.
В годы гражданской войны (1992-1997) боевики этого движения воевали на стороне вооруженных формирований Объединенной таджикской оппозиции (ОТО).
Боевики ИДУ располагались на территориях, которые контролировали такие командиры ОТО, как Мирзо Зиеев и Мулло Абдулло.
Лидер ИДУ Тохир Юлдашев критиковал руководство ОТО за подписание соглашения о мире с руководством "светского государства". Он обвинил их в измене идеям джихада и создания исламского халифата и призывал командиров ОТО саботировать эти соглашения и продолжать джихад. Позже под давлением властей Таджикистана, ОТО переправила боевиков ИДУ обратно в Афганистан.
На протяжении всех этих лет ИДУ вынашивала планы своего возвращения в регион Средней Азии. В случае если власти Афганистана так и не смогут установить полный контроль над своими северными территориями, у него будет возможность экспансии в Среднюю Азию.
Плацдармом для этих целей могут послужить восточные, горные районы Таджикистана, с которыми боевики ИДУ знакомы по опыту войны против правительственных сил Таджикистана.
Нужно учитывать и то, что в Таджикистане, где были осуждены десятки сторонников ИДУ, все еще есть их последователи и сторонники.
Беженцы и героин
Кроме угрозы вторжения экстремистов из Афганистана в Таджикистан, существует и другая проблема — поток беженцев.
В конце девяностых Таджикистан уже сталкивался с этим. Тогда нам пришлось приютить несколько тысяч жителей Кундуза и Тахора, которые бежали от бесчинств талибов.
Кроме этого, так, как в Афганистане нет нефтяных скважин, которые террористы используют как источник финансирования, на подконтрольных им территориях будет развиваться культивация опийного мака, и процветать наркобизнес.
Поэтому Таджикистану следует ожидать увеличения объема контрабанды наркотиков, в том числе, и героина по так называемому "Северному маршруту" — Афганистан-Таджикистан-Россия-Европа.