— На родину тянет всегда. Хотя в России у меня семья, дети, я регулярно приезжаю домой в Душанбе, — говорит Малахбеков.
Мы встретились с ним в районе Яккачинор, где в двух совмещенных дворах живут его братья.
Это их отчий дом, здесь вырос и сам боксер.
Росли среди 22 национальностей, гордится его старший брат Назарали.
— Здесь жили и корейцы, и калмыки, и русские. Вон там жил Виктор Бут (российский предприниматель, называемый спецслужбами США одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием в мире, — ред.), — показывает он на обветшалое жилье по ту сторону дороги. — Здесь, направо был дом поэта Гулназара Келди, а чуть выше жил дядя Церен…
Последний, кстати, калмык по национальности, и был тренером Раимкуля, который воспитывал его как собственного сына. Он и забрал подопечного в 1991 году с собой в Россию.
Бросить, чтобы получить
Его взлет в России начался моментально.
В 1993 году он завоевал золото чемпионата страны, и это чемпионство он не отдавал в течение пяти лет, до 1997 года. В том же 1993 году он стал чемпионом Европы, титул который закрепил еще раз в 2002 году.
В 1995-1997 годах он поднимал российский триколор, стоя на золотом пьедестале мирового первенства. Еще две медали он принес России с Олимпиады — одну бронзовую, другую — серебряную.
Единственное, чего он не смог добиться, сожалеет Малахбеков, завоевать олимпийское золото.
— А что если бы вы остались в Таджикистане?— спрашиваю я.
— Я не могу сказать. Было тяжелое время, была гражданская война, тогда здесь было не до спорта. И сейчас я не могу загадывать. Мне пришлось поехать в Россию, когда мне было 17 лет, это было очень тяжело — приехал, ни родственников, никого.
Но сейчас я могу сказать всем — надо достигать целей, которые ты ставишь, и на этом пути от многого придется отказаться.
Вернуться, чтобы вспомнить
Прошло двадцать лет, как Раимкуль покинул родной Яккачинор, но мало что изменилось в его районе, пожалуй, кроме только того, что многие отсюда, как и он, уехали.
Здесь те же домики, те же арыки, тот же спортзал, ставший Специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва №9 по боксу.
Сегодня мы отправились в этот зал с ним вместе.
— Все помню, — рассматривает он свой первый зал, практически дом. — Вот здесь нас строили, там висели 8 мешков, под рингом были шкафчики тренеров, где они оставляли свои вещи.
На стене гордость зала — фотографии Малахбекова с его побед.
Помимо этих фото в этих стенах остались и другие Малахбековы — здесь занимается фактически вся эта семья. Здесь тренирует его средний брат Назарали, а сын последнего, он же его ученик — Файзмухаммад — в свои 21 год четырежды чемпион республики.
— У нас все боксеры, — смеется Раимкуль. — Младшему племяннику 3 года, его ночью разбудишь, он встает со стойкой.
Создать, чтобы остаться
Раимкуль не был в Таджикистане три года, этот свой визит считает для себя очень важным: он открыл фонд помощи спортсменам, который будет материально поддерживать успешных ребят — представителей разных видов спорта.
— Я знаю, что такое спорт и знаю как тяжело спортсменам, — говорит он. — Есть очень хорошие ребята, с хорошими результатами, которыми надо заниматься вплотную, но они, выходя с тренировок, ищут, где заработать деньги. Я сам так начинал, и хорошо это помню.
Деньги в фонд будут вкладывать бизнесмены, многие из которых являются друзьями боксера.
После официального открытия фонда, Малахбеков будет работать над созданием школ, которые будут носить его имя.
— Наконец, хоть что-то оставлю своей Родине, — говорит он.