Попав на огромную территорию золотодобывающего предприятия и его месторождений впервые, невольно испытываешь эйфорию (наверное именно так себя чувствовали золотоискатели) — кажется, что под ногами блестит золото, а ты ходишь по нему. И еще: все это — почти что твое…
Но меня быстро привели в чувство, рассказав весь процесс от переработки руды до извлечения золота.
Всё просто — золото, в таком виде как мы его знаем, под ногами не лежит…
1 грамм золота из тонны руды
Одна тонна руды содержит всего до 1 грамма золота (в случае с Джиллау) или до 6 граммов (в случае с Таррор).
Чтобы стать металлом, эти частички проходят долгий путь переработки, обогащения и аффинажа. Сначала руду очищают водой и химикатами, превращая в концентрат (порошок), а потом и в жидкость. Затем путем сложной технологической цепочки при помощи обычного активированного угля (который впитывает в себя золото) извлекается и заливается драгоценный металл.
Чтобы увидеть процесс воочию, я приехала в Пенджикент — город у границы Таджикистана с Узбекистаном. Отсюда до Самарканда рукой подать.
И именно здесь находится самое крупное золотодобывающее предприятие Таджикистана — СП "Зарафшон" (Zarafshon Gold Company).
Инвестиции в это предприятие были вложены немалые. Обладатель контрольного (75%) пакета акций "Зарафшона" — китайская компания Zijing mining Co. Ltd — вложила в развитие $306,1 миллиона.
За последние пять лет здесь построили обогатительную фабрику, аффинажный цех и новую золотоизвлекательную фабрику. В 2016-2017 годах планируется вложить еще $100 миллионов.
"Зарафшон" является лидером по производству золота в Таджикистане. На это предприятие приходится более 70% общего производства драгоценного металла.
Чтобы добыть 1 грамм золота, золотоизвлекательная фабрика перерабатывает 1 тонну руды за два часа. Мощность предприятия составляет 10 тысяч тонн руды в сутки. Однако работает она пока на 50% из-за нехватки электричества.
Поэтому планируется, что в ближайшие годы тут появится ТЭЦ мощностью 50 мегаватт.
"В этом году мы планируем выпустить продукции на 600 миллионов сомони, а уже в следующие два года довести эту цифру до 1,5 миллиарда. Это станет реальным благодаря работе новой фабрики. Кроме того, в скором времени, не исключено, что мы начнем добывать и медь, которая содержится в нашей руде как попутный элемент", — рассказывает замгендиректора СП Бобохон Бобохонов.
Он сразу же предупреждает меня, что об объемах производства в килограммах и тоннах говорить нельзя — совсем недавно правительство ввело запрет на эту информацию…
Но, по сообщению Министерства промышленности и новых технологий, в 2014 году Таджикистан, наконец, достиг показателя добычи золота в 3 тонны, и более половины этого "улова" приходится на СП "Зарафшон".
Пыли наглоталась…
Технология извлечения золота довольно трудоёмкая. Процесс происходит в "золотой комнате" в обстановке строгой секретности. Право на вход в "золотую комнату" и в хранилище имеют только несколько человек и, конечно же, мне не удалось туда попасть и отснять, как этот процесс проходит.
Но зато мы подробно увидели, как золото добывается…
Добыча руды проходит карьерным открытым способом. Карьер рудников — это котлован, больше напоминающий воронку. Сверху она довольно широкая, потом постепенно сужается по всему периметру котлована.
Большегрузные машины поднимают здесь пыль так, что только ветер способен ее развеять. В безветренный день она буквально стоит столбом.
Находиться тут без респиратора невозможно, через минуту пыль забивается в нос, а через две — ты уже скрипишь песчинками на зубах.
…химикатов нанюхалась…
Далее — фабрика по переработке руды. Это довольно шумное место, с огромными вращающимися котлами, где руда промывается и отправляется на дальнейшую переработку.
Сюда поступает руда из месторождений "Джиллау", "Олимпийское" и "Хирсхона", а у рудника "Таррор" своя фабрика, она находится чуть дальше и ехать до неё примерно около часа.
Я поехала.
Тут, конечно, всё иначе, хотя то же оборудование и работает так же, но видно, что используется давно. Мощность этой фабрики меньше — 2400 тонн руды в сутки.
У входа сразу же чувствуется острый запах какого-то химического вещества. Скорее всего, это мышьяк или сера, которая содержится в руде месторождения "Таррор" или же цианид, который используется при технологическом извлечении золота из руды.
Глаза слезятся, а голова начинает кружиться.
Привыкшие ко всему сотрудники фабрики работают без респираторов и недовольства. Кажется, одна я с камерой в руках пыталась закрыть нос и все время протирала глаза.
Рустам Джалилов, первый заместитель менеджера золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ-1), объясняет, что такой едкий запах — это ещё и свойство самой руды из месторождения "Таррор" — такая уж она концентрированная и богатая на разные химические элементы.
Основные полезные металлы Тарорского месторождения — это золото, серебро, медь. Попутные: висмут, селен, теллур. Есть и вредная примесь — мышьяк.
— На сегодня содержание золота в руде этого месторождения одно из самых высоких в мире — до 6 граммов в тонне руды, — поясняет Джалилов.
Здесь работают экологи, которые каждую смену берут пробу, чтобы контролировать предел допустимой концентрации цианида.
По данным Минпрома, оптимальным вариантом переработки Тарорских руд является технология с биовскрытием сульфидов, позволяющая извлечь 90% золота, 60% серебра и 76% меди.
Предприятие находится посреди гор, и здесь, в основном, работают местные жители. Общая численность сотрудников "Зарафшона" насчитывает 2229 человек, 2,6% из которых — это граждане Китая. Средняя зарплата работников составляет 2526 сомони.
…а слиток пощупать так и не дали
Руководство "Зарафшона" не против работать и с другими компаниями, которые не имеют у себя аффинажного цеха и обогатительной фабрики.
Так уж повелось, что отсутствие аффинажа внутри страны привело к выозу концентратов, содержащих металлы (ртуть, медь, свинец, золото, серебро), на переработку в Казахстан, Китай и другие страны.
Вот и получается, что иностранные государства становятся производителем конечного продукта — металла. Таджикистану же приходится мириться со скромным званием экспортера концентратов, содержащих металл…
Именно это и стало причиной того, что в прошлом году президент страны Эмомали Рахмон потребовал у профильных ведомств и предприятий построить заводы по переработке концентратов, для выпуска конечного продукта внутри Таджикистана.
"Зарафшон" готов содействовать, ведь собственный аффинажный цех и обогатительная фабрика — это дорогое удовольствие для многих компаний. А совместная работа была бы вполне приемлемым решением.
Годовая проектная мощность аффинажного цеха "Зарафшона" составляет 5 тонн чистого золота с выпуском золотых слитков международного стандарта 999,9 пробы и весом до 12,5 кг.
Но на слитки посмотреть вашему корреспонденту так и не удалось, мне лишь издалека показали эту охраняемую зону. Сюда могут входить только избранные…