Был случай…
Душанбе, как место проведение финала второго по престижности азиатского турнира, был определён заранее.
Это придавало дополнительный стимул "Истиклолу". Но сыграть в нём таджикским и малазийским футболистам, проигравшим в полуфиналах клубам из Кувейта, помогло…стечение обстоятельств.
В Кувейте разразился "околофутбольный" скандал — власти вмешались в деятельность федерации. По общепринятым нормам это автоматически оборачивается исключением команд страны (как клубных, так и национальных) из всех международных турниров.
Так, волею случая, "Истиклол" вышел в финал и стал его фаворитом.
С Богом!
В пятницу, после пресс-конференциив отеле Hayat, главный тренер и футболисты "Истиклола" уехали прямиком в расположение команды на белом Volkswagen-е. Они не стали скрывать, что после недавних неудач клуба и сборной, психологическое состояние перед финалом было не самое лучшее. Однако президент клуба сделал нестандартный ход: взбодрил всех походом в боулинг-клуб.
"Для нас это история, мы настроены на 200 процентов!", — заявил футболист Джахонгир Джалилов.
А вот автобус их соперников после пресс-конференции был замечен на проспекте Рудаки, у поворота к соборной мечети. Не трудно догадаться, о чём просили гости у Всевышнего, совершая джумма-намаз…
Их тренер, аргентинский специалист Роберто Гомес, выводивший не так давно испанскую "Валенсию" в полуфинал Лиги европейских чемпионов, сказал журналистам, что дал своим подопечным установку "наслаждаться финалом".
По его словам, в команде есть игроки с характером и это будет решающим фактором.
На матч почти все футболисты обеих команд вышли с вознесёнными к небу руками. Церемония открытия впечатляла. На специальной тумбе сверкал Кубок. Из президентской ложи махал Эмомали Рахмон.
На поле вышли руководители футбольных федераций Таджикистана, Малайзии и Азиатской Конфедерации. Во время рукопожатия со спортсменами, малазийцы низко кланялись и целовали руку (!) своему боссу. Видимо, шейху по совместительству.
Потом они встали в тесный круг и крепко обнялись, высоко вытянув руки. Стояли молча и долго. Картина напомнила фильм про мушкетёров с участием Боярского. Тут ещё малазийские болельщики затянули гимн страны! Футболистам и рефери пришлось вежливо ждать.
В это же время Кубок сняли с тумбы и спрятали в неприметный контейнер. Причём, контейнер поставили у динамиков, расположенных ближе к скамейке гостей. Возможно, в этом уже было нечто символическое…
Перепели, перекричали.
Болельщики малазийцев в течение всего матча демонстрировали захватывающее шоу на западной трибуне.
Вокально-шумовое сопровождение включало богатый репертуар: "Салам Алейкум!", "Ша-ла-ла!", "Оле-оле-оле!" и т.д.
На Восточной трибуне, где расположились наши фанаты, зрители иногда даже замолкали, чтобы послушать причудливые заморские мотивы и попытаться разглядеть пляшущих малазийцев.
Таджикских болельщиков заводил человек с рупором. Он стоял на высоком судейском кресле для большого тенниса, спиной к полю. На таджикские мелодии духовых инструментов, малазийцы отвечали ударными.
Звучала барабанная дробь, под которую представлялось, что футболисты атакуют не ворота соперника, а…вражеские позиции (!).
На предматчевой разминке Роберто Гомес был в спортивных шортах. Но на сам матч вышел в костюме, брюки которого оказались коротки. Особенно это было заметно, когда он энергично передвигался у бровки поля, заложив руки в карманы и инстинктивно подтягивая их вверх.
На трибунах заметили: наверное, волновался в раздевалке и не заметил, что одел… чужие.
Волнение аргентинца особенно выразилось, когда он от отчаяния пнул пластиковую бутылку с водой. На место её вернул ассистент рефери.
А на поле у гостей выделялся другой аргентинец. Высоченный бритоголовый, рыжий бородач под №19. Он играл центрфорварда. Но судя по всему, ему отводилась роль штатного забияки. Он всё время возмущался действиями соперника и арбитров. Размахивал руками, падал, толкался и громко ругался общеизвестными английскими словами.
Впрочем, неудивительно, если вспомнить: как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт. У форварда многоговорящее начало фамилии — Фигероа.
Тем не менее, гостям повезло больше, чем всё время атаковавшим и не симулирующим хозяевам.
В середине первого тайма, после розыгрыша углового, малазийцы смогли расторопно распорядиться мячом и послать его в сетку. Таджикские футболисты заметно потухли. А кто-то на трибуне выразил сожаление: "Эх, знал бы, что так — дома остался. Кальянчик перед телевизором покурил".
Без фарта и шампанского…
В перерыве над стадионом разносились песни с припевом: "Истиклол, Истиклол!".
Перед началом второго тайма малазийцы снова настраивали себя, долго и плотно обнимаясь в центральном круге.
Иссякая энергией и истекая потом, весь второй тайм "Истиклол" осаждал ворота соперника. Тут-то и сказался опыт аргентинского наставника гостей. Без знания испанского можно было понять по его жестам, что он требует всячески затягивать время.
Страсти стали накаляться. Судья пустил в ход жёлтые карточки. Начались мелкие стычки на поле. Хозяева нарастили скоростной темп до предела и попались на тактическую уловку гостей. Вратарь сымитировал травму. С ним долго возились медики, истиклолцы остыли и сбавили скорости.
Про риск и шампанское — не актуально для исламского Востока, поэтому гости всячески осторожничали на синтетическом газоне Центрального республиканского стадиона. Команды хоть и попали в финал искусственным образом, но на кону была победа в настоящем Кубке и награда в $350 тысяч.
Любопытно, что "Истиклол" забил трижды! Сначала гол не засчитали из-за игры рукой. А в последние минуты матча случилось невероятное! Второй гол отменяют из-за офсайда.
И уже на последних секундах добавленных 6 (!) минут, когда малазийские болельщики по пояс оголились в предвкушении радостного итога, наши проталкивают-таки мяч в ворота!
Со своего места даже встал президент Рахмон!
Но боковой судья поднимает флажок. Опять вне игры!
С трибун в него летят бутылки с водой. Судьи долго совещаются, но решение остаётся неизменным и через несколько секунд после возобновления матча звучит финальный свисток.
Во время церемонии награждения японских рефери освистали. А малазийские болельщики тепло встретили таджикских футболистов, обходивших трибуны. Им приветливо аплодировали и громко кричали: "Ис-тик-лол, Ис-тик-лол!".