Сейчас троллейбусы это современные, "напичканные" инновационными технологиями машины. Здесь тебе и GPS навигатор для отслеживания маршрута троллейбуса оператором, и вай-фай, и электронное табло и специальный трап для инвалидных колясок и пожилых людей.
И скорость эта машина развивает достаточную, чтобы состязаться с автобусами или маршрутными такси, что часто и делают безответственные водители троллейбусов.
А когда-то, это был обычный транспорт для бабушек и дедушек. Хотя нередко мы — подростки садились в троллейбус и ехали через весь город, так долго и так интересно.
Для нас это тоже было своего рода путешествие.
Смена
Попав в троллейбусный парк, удивляешься контрасту — на фоне новеньких машин, где-то на окраине парка пылятся в разобранном виде троллейбусы, которые уже списаны и готовятся стать металлоломом.
— От советских троллейбусов ЗИУ уже ничего не осталось. Мы наверно больше 15 лет ими не пользуемся. Привозим российские троллейбусы "ТРОЛЗА" из самого завода в разобранном виде и собираем их здесь на заводе по сборке троллейбусов, — рассказывает директор унитарного предприятия "Троллейбус" Хайрулло Камолов.
На балансе предприятия находится 151 троллейбус, на списании всего несколько, остальные разрезали и отправили на металлолом совсем недавно.
Вообще капитальный ремонт полагается делать троллейбусу через пять лет после начала эксплуатации. Раньше ремонт обходился очень дорого, так как его делали в Алмате или же на заводе-изготовителе в России.
После того как в Душанбе появился завод по сборке троллейбусов, ремонт производится тут же. А списывают машину уже тогда, когда отремонтировать ее уже невозможно или же она морально устарела.
Последний заказ на 15 троллейбусов "ТРОЛЗА" выполнила и отправила для Таджикистана в ноябре 2014 года. Они уже собраны и в скором времени выйдут на линии. Этот заказ стоил городскому бюджету почти $1 миллион.
А договор на самый крупный заказ был подписан администрацией Душанбе с компанией ТРОЛЗА в 2005 году, когда было поставлено 100 троллейбусов. Сумма заказа составила $5,8.
Каждый из троллейбусов тогда обошелся городской казне в $58 тысяч.
Наверное, одну из этих машин я и увидела перевернутой и разрезанной на несколько частей — ее дальше будут резать, а потом продадут на металлолом — каждый килограмм уйдет меньше чем за 1 сомони (14 центов).
Скоро на смену новым троллейбусам придут еще более современные — с турникетами для оплаты за проезд.