ДУШАНБЕ, 5 ноя — Sputnik. Самолет Ан-12, который потерпел крушение в Южном Судане, зарегистрирован в Армении, а не в Таджикистане, заявил начальник главного управления гражданской авиации Минтранса Юсуф Рахмонов.
Ведомство официально опровергло сообщение о том, что данное воздушное судно принадлежит Таджикистану.
"Самолет когда-то был зарегистрирован в Таджикистане на авиакомпанию Asia Airways, однако был выведен из реестра и теперь принадлежит авиакомпании Ala International LTD из Армении. Он занимался грузоперевозками, и ответственность за его исправность полностью несет армянская сторона", — сказал он.
Тем временем, пресс-секретарь Главного управления гражданской авиации Армении Рубен Грдзелян официально заявил о том, что самолет Ан-12 не зарегистрирован в Армении, однако четверо членов экипажа были гражданами этой страны.
Кроме этого, представитель армии Южного Судана Филип Агуэр подтвердил агентству Sputnik, что при крушении Ан-12 в столице страны Джубе погибли один россиянин и пять граждан Армении. По его словам, грузовой самолет прибыл в Южный Судан из Таджикистана.
Крушение транспортного самолета произошло утром 4 ноября в Южном Судане. По предварительным данным, он упал на взлете, в 800 метрах от взлетно-посадочной полосы. По последней информации, на борту самолета было 12 пассажиров и 6 членов экипажа, из них 5 граждан Армении и один россиянин. Среди выживших — трое граждан Судана. Самолет упал на рыбацкое село. На данный момент спасатели обнаружили на месте крушения тела 36 жертв.
По некоторым данным, деятельность таджикской авиакомпании Asia Airways приостановлена до выяснения обстоятельств инцидента.
Директор авиакомпании Asia Airways Нарзикул Хамроев сообщил агентству Sputnik Таджикистан, что самолет Ан-12 действительно зарегистрирован в Таджикистане под кодом страны, однако эксплуатантом была компания Ala International, которая зарегистрирована в Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме этого, самолет летал по код-шерингу и мог эксплуатироваться другой компанией.
"Действительно, этот самолет есть у нас в реестре, однако в данном случае ответственность не на нас, а на той компании, которая эксплуатировала его в тот момент. На борту самолета не было граждан Таджикистана", — пояснил он.
По законам ICAO, расследованием занимается та страна, на чьей территории и произошло крушение. С предположениями и комментариями о том, что могло произойти с самолетом, авиационные власти Таджикистана пока не спешат.
ALA International в действительности зарегистрирована в ОАЭ — в свободной экономической зоне аэропорта "Шарджа" и, судя по описанию деятельности, занимается не только грузоперевозками, но и лизингом самолетов. Вполне возможно, что Ан-12 был передан другой компании для эксплуатации на условиях лизинга.
Авиакомпания по грузовым перевозкам Asia Airways имеет на своём балансе воздушные судна типа Ан-12, Ан-32 и Ан-26, кроме этого эксплуатирует на фрахтовой основе, в случае необходимости, самолеты Ан-124-100 "Руслан" и Ил-76.
На сайте Asia Airways отмечается, что организацией технического обслуживания, которая выдает сертификаты для самолетов фирмы, по договору является технический центр российской грузовой авиакомпании ВОЛГА-ДНЕПР.
В течение всего периода работы, Asia Airways осуществляет перевозку грузов спецназначения для МЧС, Министерства обороны Таджикистана и других ведомств республики. Базируется авиакомпания в аэропортах Куляба и Курган-Тюбе.
На сайте указывается, что компания регулярно проходит аудит эксплуатационной безопасности авиационных властей Таджикистана и других государств.