ДУШАНБЕ, 6 ноя — Sputnik. Заявление МАК о неисправности одного из важных узлов самолетов Боинг-737 — системы управления рулем высоты, может стать причиной дополнительных проверок этих самолетов в авиакомпаниях Таджикистана, считает авиатор Азизхон Набиев.
Пассажирские самолеты типа Боинг-737 числятся на балансе двух авиакомпаний страны — "Сомон Эйр" и "Таджик Эйр".
У "Сомон Эйр" — это выкупленные Боинг 737-900 и 737-800, а у "Таджик Эйр" — взятые в лизинг лайнеры Боинг 737-400 и 737-300.
Будут ли авиаперевозчики проводить дополнительную проверку этих самолетов пока не известно, однако, по мнению Азизхона Набиева, это необходимо для безопасности полетов пассажиров.
"Дело в том, что МАК, как организация, объединяющая авиационные власти стран СНГ и выступающая больше как экспертный совет, не может запрещать что-либо, она может только рекомендовать, а авиационные власти стран-членов МАК принимать или не принимать решение по этому поводу", — отмечает он.
Однако, по его мнению, не стоит игнорировать рекомендации этой структуры, так как они всегда обоснованы.
Резоны МАК
В данном случае основанием для МАК является катастрофа самолета Boeing 737-500 VQ-BBN, произошедшая 17 ноября 2013 в аэропорту Казани, когда вероятной причиной происшествия был назван отказ системы управления рулем высоты.
Межгосударственный авиационный комитет не раз обращался в Росавиацию с тем, чтобы выйти на разработчика и изготовителя самолета для принятия срочных доработок и исправления системы, однако конкретные меры не были приняты.
"Учитывая данный факт, а также отсутствие конкретных действий Росавиации в рамках своей компетенции по введению ограничений в эксплуатацию самолетов Boeing 737, Авиарегистр МАК был вынужден приостановить действие в России выданных им в процессе валидации сертификатов на самолеты семейства Boeing 737", — отмечается в сообщении комитета.
Организация озабочена тем, что длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing 737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы РФ.
"Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 миллионов пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам", — заявляет МАК.
Кроме этого, отмечается, что ведя более года переписку с Федеральной авиационной администрацией США и комиссией по расследованию инцидента о небезопасности эксплуатации самолетов типа Boeing 737, Росавиация не реализовала своего права, предусмотренного Воздушным кодексом России, на введение ограничений на полеты.
Комитет разъясняет, что действия Авиарегистра так же, как и международной комиссии по расследованию авиационного происшествия, исходят только из интересов безопасности полетов и необходимости соблюдения стандартов ИКАО, международных соглашений в области летной годности воздушных судов.
В Таджикистане случаев с неисправностью самолетов Боинг 737 не зафиксировано, однако бывают моменты, когда самолеты местных авиакомпаний выполняют экстренную посадку из-за технических неполадок в системе воздушного судна.
В феврале этого года пассажирский Боинг 737 авиакомпании "Сомон эйр" совершил экстренную посадку в красноярском аэропорту Емельяново из-за неполадок в системе кондиционирования.
В апреле пассажирский самолет Boeing-737-400, совершавший рейс Курган-Тюбе (Таджикистан) — Москва совершил экстренную посадку в Кызылорде (Казахстан). Повышение давления топлива повлияло на работу одного из двигателей.