В Душанбе все чаще идут осенние промозглые дожди — приближается зима. В такую погоду эффективность учебной и трудовой деятельности зависит от того, насколько качественно жилье и социальные объекты обеспечены теплом.
По данным Управления образования столицы, в Душанбе действует 140 школ, 110 из них обеспечиваются за счет городского и районных бюджетов. 30 школ являются частными или же образовательными учреждениями при ВУЗах, лицеями и президентскими школами.
Как социальные учреждения справляются без центральной системы отопления, мы решили узнать, посетив одну из столичных школ. Попутно задались целью проверить температуру в помещениях детского сада № 80.
Общеобразовательную школу №56 района Сино посещают 3,5 тысячи детей. Три года назад здесь был построен новый корпус с 33 учебными классами и 12 кабинетами учителей. Недалеко от здания расположился новый спортзал. Старый корпус, где около 25 учебных классов, остался позади новой постройки.
По словам директора учебного заведения Лолы Одилбековой, в течение трех лет все деревянные окна в старом здании поменяли на новые — пластиковые. Теперь через оконные щели не дует, и греть классы удается всего одним радиатором. В этом году руководство школы закупило 10 радиаторов, на остальные 15 скинулся родительский комитет.
Ученикам в новом корпусе повезло чуть больше. Во время строительства городской финансовый отдел предусмотрел установку автономной бойлерной отопительной системы.
По словам Рахматова Мухаббатшоха, заместителя директора по хозяйственной части, система вырабатывает 300 килоджоулей тепла. Этого вполне достаточно, чтобы обогревать все классы, вестибюль и даже спортзал.
— Здесь есть терморегулятор. Так как сейчас еще не очень холодно, мы установили температуру +24 градуса. Как только похолодает, естественно, мы поднимем градус тепла, — с воодушевлением рассказывает завхоз.
Чугунные печки на всякий случай…
А если отключат свет, вся эта система и радиаторы в старом корпусе работать не будут?— скептически спрашиваю я.
— К этому тоже мы готовы — отвечает Рахматов и ведет нас к складу, где, как оказалось, школа хранит запасы угля, дров, дизельного топлива и чугунных печек.
— Здесь почти 12 кубов дров, восемь тонн угля, 100 с лишним литров дизельного топлива, соль и песок для обработки дорог, ведущих к школе — этого предостаточно, чтобы мы перезимовали, а если все же не хватит, еще будем докупать", — говорит он.
Все эти запасы хранятся на "крайний" случай. Обычно, когда нет электроэнергии, в школе включают генератор, мощностью 30 киловатт. Правда, пока он используется только в старом корпусе. Скоро руководство школы получит разрешение подключить к генератору и новое здание.
Обещали, что будет свет!
Пройдясь по классам и убедившись воочию в том, что дети в школе действительно учатся в тепле, мы решили посмотреть, как обстоят дела с обогревом детских садов.
В детском саду №80 района Сино всего восемь групп, где воспитываются 280 дошколят. В каждой группе чуть более 30 малышей.
"В этом году мы поменяли окна, починили розетки, закупили 7 радиаторов. В одной группе установили кондиционер зима-лето", — сказала заведующая садиком Нигора Сироджева.
Руководству детсада также приходится отчасти самостоятельно решать проблемы с перебоями электроэнергии. Хотя, по словам Сироджевой, в прошлом году отключали свет всего на 10 — 15 минут, все же они решили пустить на дрова четыре высохших дерева. Для этого пришлось обратиться в районный хукумат с письмом для составления акта о вырубке.
Кроме того, администрация района Сино предоставила им более двух тонн угля, чугунные печки, соль и песок для дорог.
Сироджева надеется, что в этом году им не придется использовать резервное топливо, так как председатель района обещал, что проблем с подачей электроэнергии на социальные объекты не будет.