ДУШАНБЕ, 19 ноя — Sputnik. По поручению спикера Совфеда Валентины Матвиенко комитет по законодательству должен взять под контроль расследование гибели малыша и доложить о его результатах коллегам.
"Это факт вопиющий, абсолютно непонятно, как такое могло произойти", — сказала Матвиенко.
Ранее зампред комитета СФ по конституционному законодательству Елена Мизулина направила запросы в Следственный комитет РФ и Генпрокуратуру по факту гибели ребенка. По мнению сенатора, случившееся должно стать уроком для чиновников.
А вчера вопрос гибели ребенка Зарины Юнусовой был поднят на заседании Совета Федерации сенатором Мизулиной.
"Такое служебное рвение способно превратить наших друзей во врагов"
Она сообщила о том, что будет лично следить за ходом расследования и информировать коллег-сенаторов о ходе следствия.
Мизулина напомнила коллегам хронологию событий:
"14 октября в Санкт-Петербурге при странных обстоятельствах умер пятимесячный ребенок — Назаров Умарали Рустамович. Накануне рокового дня ребенка отобрали у его родителей под предлогом того, что его мать — гражданка Таджикистана — просрочила временную регистрацию. Несмотря на протесты родных, ребенка оформили как беспризорного, поместили в Центр реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, с диагнозом "практически здоров". На следующий день малыш умер. Жизнь ребенка стала платой. Осталось разобраться — платой за что? За нарушение миграционного законодательства его матерью или за беспредел чиновников? По данному факту возбуждено уголовное дело. Однако ряд обстоятельств вызывают вопросы и требуют серьезного отношения к случившемуся".
Сенатор еще раз подчеркнула, что ребенка у матери отобрали по факту отсутствия у той временной регистрации. При этом Семейный Кодекс РФ не содержит оснований для подобных действий.
"В документах об отобрании внесена ложная информация, — продолжила Елена Мизулина. — Было сказано, что у ребенка нет законных представителей. При этом он проживал с матерью и отцом, у которого есть временная регистрация, и бабушкой, постоянно проживающей в Санкт-Петербурге. Труп ребенка был выдан спустя четыре дня. Зарина Юнусова и отец ребенка не были признаны потерпевшими. И 16 ноября Зарина была депортирована из страны".
По словам Мизулиной, статус потерпевшей позволил бы Зарине находиться в России до окончания расследования и даже судебного разбирательства. Семье ребенка не были принесены извинения, матери не предложены хотя бы минимальные меры реабилитации, например, услуги психолога.
"Печально и то, что мы всегда требуем от других стран бережного отношения к нашим детям, а на своей территории позволяем происходить такому. Те чиновники, которые вольно или невольно причастны к этой трагедии, остаются безнаказанными и уверенными в том, что они служат России. Но, я уверена, такое служебное рвение способно нанести непоправимый ущерб нашему государству, его репутации, способно превратить наших друзей во врагов", — отметила Мизулина.
Выслали и забыли?
Ранее сообщалось, что расследование трагедии взяли на контроль детский омбудсмен Павел Астахов, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, посольство Таджикистана в России и даже российский премьер Дмитрий Медведев.
Однако это никоим образом не отразилось на последующих действиях местных органов власти.
Это не помогло провести независимую судмедэкспертизу в Петербурге. Ни мать, ни отца Умарали не ознакомили с официальным заключением криминалистов, чтобы его можно было оспорить.
Двенадцатого ноября горсуд рассмотрел жалобу Зарины Юнусовой на решение райсуда о выдворении, но оставил его в силе. Зарине дали пять дней (до 17 ноября), чтобы выехать из России.
Решение удивило всех — от адвокатов до Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ. 13 ноября глава СПЧ Михаил Федотов направил обращение Генеральному прокурору Юрию Чайке.
Но, несмотря на это, 16 ноября Зарина вылетела из Санкт-Петербурга в Душанбе, вместе с телом сына. Кстати, ребенка ей отдали лишь 15 ноября — спустя месяц после смерти (!).
В Питере Зарине и Рустаму представители таджикского консульства пообещали, что в Душанбе она может получить независимую экспертизу причин гибели ее сына.
Однако, прибыв в столицу Таджикистана, женщина и ее родные, вместе с телом мальчика 4,5 часа ждали в аэропорту представителей власти, но никто так и не приехал их встретить.
В результате, семья была вынуждена ехать на малую родину — в Файзабад, чтобы похоронить младенца.
Тринадцатого октября сотрудники управления ФМС Адмиралтейского района Петербурга за нарушение миграционного законодательства задержали двух граждан Таджикистана — Зарину Юнусову и Далера Назарова, дядю пятимесячного мальчика. Взрослых, вместе с ребенком, отвезли в отделение полиции, где был составлен протокол о нарушении миграционного законодательства.
Мать отправили в суд, а пятимесячного грудничка сначала забрали сотрудники полиции, которые потом передали его врачам в больницу, где он умер в ночь на 14 октября. По факту смерти Умарали Назарова заведено уголовное дело. Согласно предварительной информации управления СК РФ по Петербургу, ребенок умер из-за острого вирусного заболевания.
Все материалы по теме, читайте в специальном сюжете Sputnik>>