Путь из райцентра в Сари Хосор, расположенном в окружении горных хребтов на севере Бальджуана, лежит через реку Сурхоб. Не через, а прямо — по течению. 40 километров наш уазик, раскачиваясь и подпрыгивая, прорывается по булыжникам и через тяжелые водяные потоки реки.
Сурхоб с двух сторон сопровождают невообразимо красивые, загадочные, суровые хребты. Наблюдая за ними, невольно впадаешь в раздумья об эволюции — белый, красный и черный пласты почв в одном горном отроге — эволюция здесь еще продолжается.
А вот гора, словно выстроенная камнями…
В затаенный, как его некоторые называют, Сари Хосор, я приезжаю только к пяти вечера, после сложной трех часовой дороги.
Расположившийся у подножья гор центр джамоата, выглядит, по-моему, куда лучше, чем райцентр. Магазины, новые административные здания, даже Международный реабилитационный центр на стадии завершения строительства. Единственное, с чем у жителей не получилось, проложить дорогу до райцентра.
Сейчас-то ладно, есть машины, а как сюда попадали до? Как это место люди вообще нашли?, — ловишь себя на мысли.
Местные жители говорят, что, по рассказам, их предки заселились сюда из Самарканда. Во время задуманной советскими властями миграции, как и в Ягнобе, жителей Сари Хосор переселили в другие районы. Но после заката Союза, они вернулись на родину.
Это все, что знают жители. Подробности, сожалеют они, нужно было им в свое время узнать у старожилов.
О своих непосредственных предках они знают мало, а вот древнюю историю своей родины они видят воочию. Один из памятников обнаружили совсем недавно.
Монета за 100 долларов
Памятник эпохи эфталитов расположен в центре Сари Хосор, в селе Шаидон.
Этот десятиметровый белый холм чистого грунта, контрастируя, выступает среди каменистой местности. Земля холма служила местным жителям строительным материалом, пока в 2012 году местный житель Саидахмад Ятимов не обнаружил здесь следы истории.
— Мы копали грунт для строительства магазинов, — рассказывает он. — Ребята, которые работали на меня, были сверху. И вот они кричат, что там много камней, спрашивают капать им дальше или брать другое место? Я подошел, увидев аккуратную каменную кладку, понял, что здесь что-то может быть.
Отложив камни, он обнаружил череп лошади и удила. Откопав дальше, нашел черную бусинку, что еще больше вдохновило его. А в следующий раз у него в руках оказался человеческий череп.
— Все 32 зуба белые как молоко, видно высокопоставленным человеком был, — говорит Саидахмад. — Поднял череп, а из него выпала монета. На одной стороне золотой монеты был изображен принц, на другой — принцесса, которая держит в руке кувшин. На грудь человека был положен меч, весь покрытый ржавчиной.
Меч и другие вещи он передал местному музею, а монету продал.
— Продавец антиквариатами тогда сказал мне, что она относится к византийской эпохе. Но я получил за нее всего около 100 долларов, просто по цене золота, — говорит Саидахмад.
О находках сообщили властям, которые передали их археологам. В том же году в Сари Хосор прибыла археологическая экспедиция в составе таджикских и российских ученых. Спустя три года они завершили свою работу.
Эфталитская история Лайли и Мейджнуна
Археологи нашли около 100 бесценных экспонатов, по которым заключили, что этот могильник относится к эфталитам.
Каждое обнаруженное захоронение давало новые факты о погребальных обрядах и ритуалах оставившей могильник народности.
— Были найдены останки человека с лошадью, человека с коровой, женщины с ребенком, рядом с которыми лежали кувшин и зеркало, — рассказывает директор музея Сари Хосор Чигагул Азизова.
Кувшин, по словам археологов, мог содержать какой-то напиток. Еще один элемент в этом погребальном обряде — это золотые серьги, которые только по одной, а не пару оставляли с покойными.
Здесь также были обнаружены стремя, необычные удила, костяные обкладки луков и колчанов с резным орнаментом.
Археологов, между тем, воодушевило, следующее захоронение.
— Здесь нашли останки двоих человек, — рассказывает директор музея, — мужчину и женщину. Между ними было несколько круглых ровных камушков. Судя по всему, "Лайли" и "Мейджун" жили именно здесь.
Останки всех этих людей, пролежавшие здесь около 15 столетий, сохранились, на удивление, очень хорошо. Это представляет особую важность для их изучения и позволит реконструировать внешний их облик.
Раса наша?
Эфталиты, к которым ученые относят новый памятник, в V веке образовали огромное государство.
Оно просуществовало век, но памятников материальной культуры почти не оставило. Найденный в Сари Хосоре могильник считается вторым в Центральной Азии, первый был найден в Узбекистане, но данные по нему остаются довольно спорными.
Таким же спорным остается происхождение этого народа. Группа ученых считает их тюркским, другие относят их к древнеиранским народам.
Последние подкрепляют свою версию языком эфталитов, которые говорили на бактрийском. Ученые также видят сходство слова хайтал (эфталит на таджикском хайтали) со словом Хутталь (Хатлон).
Найденные в Сари Хосоре останки, ученые относят к средиземноморскому типу европеоидной расы. Только у одной женщины были определены незначительные признаки монголоидной расы. Новые данные стали еще одним аргументом в пользу иранской версии происхождения этого народа.