Он напомнил высказывание тогдашнего министра иностранных дел Турции, а ныне турецкого премьера Ахмета Давутоглу: "Да, мы "новые османы". Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку. Великие державы наблюдают за этим с растерянностью".
"Президент Эрдоган в своих амбициях опирается, прежде всего, на военную силу — турецкая армия вторая по численности в НАТО и уступает лишь армии США, — подчеркнул эксперт. — К сожалению, неоосманизм в исполнении Эрдогана становится все более агрессивным, а моментами откровенно авантюрным".
Неспровоцированная атака на российский самолет находится четко в этой логике, считает Адясов:
"Анкара не раз заявляла, что будет защищать на территории Сирии туркоманов (этнических тюрков, проживающих там со времен Османской империи) — и делает это, исходя из своего понимания ситуации. При этом суверенитет Сирии над этими территориями вообще не учитывается".
По мнению Иннокентия Адясова, Сирия лишь полигон для оттачивания инструментов и технологий неоосманской экспансии. "Неизбежно, рано или поздно, она коснется и стран СНГ, причем не только тюркоязычных", — заявил он.
Неоосманизм (и в этом его отличие от пантюркизма) рассматривает как зону влияния современной Турции все территории, которые ранее были в составе Османской империи или были зависимы от нее, пояснил эксперт.
"Так что в зону внимания неоосманизма попадает и Грузия (прежде всего автономная Аджария — гарантом особого статуса этой территории выступают с 1921 года Турция и Россия), и Молдавия с ее тюркоязычным гагаузским меньшинством. И, конечно, Россия — прежде всего ее мусульманские и тюркоязычные регионы (к ним относится и очень далекая от Турции Республика Саха (Якутия) с ее тюркским населением и поистине неограниченными природными ресурсами).
А также российский Крым, хотя исторической справедливости ради надо отметить, что крымское ханство никогда не было частью Османской империи, а лишь ее вассалом", — уточнил Адясов.
По мнению эксперта, вряд ли можно считать простым совпадением, что атака на российский СУ-24 совпала по времени с блокадой Крыма (включая и энергетическую) со стороны активистов меджлиса крымско-татарского народа — организации, напрямую финансируемой правительством Турции.
Адясов напомнил, что третьего августа этого года в Анкаре прошла встреча Реджепа Эрдогана с лидерами крымских татар. После чего события стали развиваться по нарастающей. "Возможно, через действия в Сирии Анкара просто отвлекает внимание и ресурсы России от Крыма накануне некой операции на полуострове", — сказал эксперт.
"Однако турецкое общество очень неоднородно, и нарастающий протест против ползучей исламизации, проводимой Эрдоганом и его Партией справедливости и развития, уже привел в 2013 году к Таксиму, — напомнил политолог. — Тогда протест крайне широкого фронта граждан, от коммунистов и анархистов до футбольных фанатов и турецких националистов, был жестко подавлен, но недовольство очень значительной части турецкого общества никуда не ушло".
На фоне резкого замедления темпов экономического роста, наблюдающегося сейчас в Турции, новый Таксим — уже с экономическими лозунгами — дело времени, считает эксперт.