Движение "Талибан" и ДАИШ, которые по их заявлениям, выступают за сохранение ценностей ислама и верховенство законов шариата в Афганистане, на самом деле, под прикрытием ислама выполняют в этой стране задачи по реализации геополитических интересов региональных игроков, считает философ, кандидат наук Алуддин Байматов.
Он уверен, что движение "Талибан" и ДАИШ это проекты спецслужб, каждая из которых имеет свое предназначение и задачи в различных регионах мира, в частности в Центрально-Азиатском регионе и на Ближнем Востоке.
В чем разница?
"Движение "Талибан" зародилось в Пакистане лишь с одной целью — сместить власть моджахедов, которые сражались против Советской армии, и пришли к власти после свержения режима Наджибулы", — отмечает он.
Кроме того, "Талибан" — это в основном пуштуны и защищают они интересы пуштунских племен. Их никак не устраивает приход к власти представителя другой нации.
"Не надо забывать о том, что президент Раббани и Ахмадшах Масуд, которые пришли к власти после падения режима Наджибуллы, являлись таджиками. Если этот факт устраивал Иран, Россию и Таджикистан, то ни в коем случае не Пакистан и его западных союзников", — говорит Байматов.
Таджики и представители других народов, которые входили в "Северный альянс" под руководством Масуда, отмечает Байматов, никак не вписывались в концепцию спецслужб Пакистана и их союзников, поэтому на "шахматной доске" появилась такая фигура, как движение "Талибан".
По его мнению, перед "Талибан" стояла задача создания лояльного к Пакистану правительства, которое помогло бы этой стране осуществить с иностранными партнерами ряд проектов, в том числе, проект строительства газопровода из Туркмении в Пакистан, через территорию Афганистана.
Реализации этого плана могло помешать правительство Раббани, которое пыталось наладить добрые и партнерские отношения с соседями и особенно с Россией.
"И президент Раббани и Ахмадшах Масуд поплатились жизнями именно за это", — считает Байматов.
ДАИШ это побочный продукт другого западного проекта под названием "Арабская весна". Задача "ИГ" — воссоздание или реанимация исламского халифата. Авторы и генеральные спонсоры этой утопической идеи сидят в Саудовской Аравии и Катаре. Эти два государства не располагают мощной армией и флотом, однако у них есть не менее мощное оружие — исламская идеология, опирающаяся на философию ваххабизма и салафизма, считает ученый.
"Посмотрите и те и другие говорят о ценностях ислама, соблюдении законов шариата, создании исламского эмирата или халифата, но при этом ведут войну друг с другом. Почему? Да потому, что как я сказал выше, эти организации решают задачи, которые перед ними ставят разные хозяева и спонсоры".
Союзу не быть?
Однако заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров не исключает возможность военно-политического союза между "Талибан" и "ИГ".
Он признает, что эти две экстремистские группировки преследуют разную цель и имеют разные центры управления, но, несмотря на это, в принципе, такой союз между ними возможен при наличии единой цели.
"Жизненная практика показывает, что даже враги могут создать временный союз для достижения общей цели. Поэтому я не исключаю такую возможность", — сказал он в беседе со Sputnik.
О том, что союз между движением "Талибан" и ДАИШ невозможен, заявлял сам глава движения "Талибан" Мулла Мансур.
Как отмечает пакистанский политолог Надим Реза, недавно лидер талибов заявил, что ни о каком "союзе" с ДАИШ и речи идти не может и талибы сделают все для решительной борьбы с ними.
О непримиримой войне между этими двумя террористическими организациями свидетельствуют постоянные столкновения между формированиями "Талибан" и ДАИШ. Талибы воюют также и с теми, кто присягнул на верность этой организации.
Так, например 6-9 ноября в Афганистане произошло столкновение между вооруженными формированиями "Талибан" и "Исламским движением Узбекистан" (ИДУ), которые еще в начале лета 2015 года объявили о союзе с ДАИШ и присягнули на верность этой террористической организации.
Талибы в этом бою уничтожили около 50 узбекских боевиков и еще 60 взяли в плен. В плен попал и глава "Исламского движения Узбекистана" Усман Гази.
"Талибан" в связи с этими событиями от имени Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА) распространили заявление, в котором говорится, что бой произошел против боевиков, называющих себя солдатами "Исламского государства", "которые восстали против ИЭА, распространяли о нем грязную клевету и выдавали его моджахедов за предателей".
В своем заявлении, талибы называют боевиков ИДУ мятежниками, которые в последние месяцы грабили мирное население, и не подчинились указанию выйти из состава ДАИШ.
Почему "Талибан" и ДАИШ воюют друг с другом
Как было отмечено выше, "Талибан" и ДАИШ воюют между собой, так как у них не совпадают цели и задачи, поставленные перед ними их кураторами.
Кроме того, "Талибан" преследует цель создания Исламского Эмирата Афганистан, в то время как ДАИШ говорит о халифате, который не ограничивается территорией одного или двух государств.
Стратегия ДАИШ перечеркивает стратегию и планы талибов.
Однако, это не единственная причина. Есть и другие, корни которых уходят в ислам и его учения. Так пакистанский политолог Надим Реза считает, что в противостоянии "Талибан" и ДАИШ в Афганистане носит больше религиозный аспект, чем политический.
По его словам в этом противостоянии, прежде всего, надо учитывать разницу в религии, которая имеет определяющее значение: ДАИШ — салафиты, "Талибан" — ханафиты.