Сегодня мир отмечает Международный день инвалидов. Праздником эту дату назвать трудно, ведь инвалидность — не повод для радости. Следует отметить, что во всем мире само слово "инвалид" стараются использовать крайне редко, так как звучит оно не совсем тактично. Вместо него принято употреблять другой термин — "люди с ограниченными возможностями".
В этот день Sputnik решил проинспектировать столицу Таджикистана на предмет доступности для таких людей.
У нашего героя, 34-летнего Гулома Назарова, врождённая аномалия развития. Гулом всю жизнь в инвалидной коляске — для него она, как для нас ноги. Отличие лишь в том, что, так называемая, "доступная среда" все еще недоступна для его "ног".
Ограниченные возможности, сильный дух
"Различные травмы я получаю два-три раза в месяц. Бывало, что падал с автобуса, коляска переворачивалась на высоких бордюрах. Но если я не буду выходить из дома, потому что на каждом шагу испытываю сложности с передвижением, как я выживу? Жизнь становится слаще, когда мы преодолеваем эти барьеры. Мир не интересен без проблем", — не унывает Гулом.
Из-за отсутствия пандусов на некоторых подземных переходах ему приходится делать большие круги, чтобы добраться до нужной автобусной остановки. Но и здесь Гулома ждет препятствие — немало усилий он тратит, чтобы забраться на эти остановки. Ведь высота бордюров, которые по правилам должны быть не выше четырех сантиметров, к тому же и с пандусами, — составляет 15, а иногда и более 20-и сантиметров.
Садится Гулом только на новые троллейбусы, где есть платформы для поднятия колясок. Этот транспорт появился в городе примерно 1,5 года назад. А до этого приходилось просить прохожих, чтобы его поднимали и спускали с троллейбуса или автобуса. Маршрутками он практически не пользуется, говорит, что не помещается.
Конечно, эти проблемы приводят к тому, что большинство "колясочников" в той или иной степени затворники.
По словам Асадулло Зикрихудоева, председателя ОО Общество инвалидов Душанбе "Имконият", самой главной проблемой лиц с ограниченными возможностями является отсутствие специализированных общественных туалетов. В большинстве случаев "колясочники" не выходят из дома именно по этой причине.
Власти поддерживают, застройщики не знают
"Тем не менее, неправильно говорить, что все плохо", — говорит Зикрихудоев. Вот уже пять лет, как Комитет по градостроительству и архитектуре тесно сотрудничает с обществом инвалидов. За это время совместными усилиями решился вопрос по учету потребностей лиц с ограниченными возможностями в проектах новых зданий. В 2013 году в градостроительный кодекс были внесены изменения, в частности в статьи 4 и 64, которые теперь обязывают застройщиков обеспечивать доступную среду для таких людей.
"Сейчас экспертная комиссия не пропускает проекты, где нет условий, касающихся людей с инвалидностью. Пандус — это одна из сотой части доступной среды. В норме, например, двери должны быть шириной не меньше 90 см и без порогов. Коридоры специализированных учреждений, куда приходят лица с ограниченными возможностями, должны быть шириной 180 сантиметров, чтобы могли проезжать встречные коляски", — пояснил Зикрихудоев.
Он также отметил что, несмотря на указанные в нормах строительства требования, застройщики допускают грубые ошибки.
"Многие пандусы строятся с очень большим углом наклона. Мы говорим, что это пандусы для экстремалов. Если хочешь убиться — иди и прокатись по нему", — улыбается эксперт.
Три раза в месяц работники комитета по строительству и сотрудники "Имконият" проводят рейды по новостройкам, где им приходится объяснять строителям, для чего вообще они делают, так называемые, бетонные уклоны рядом с лестницами. Зачастую ни строители, ни застройщики не понимают, зачем нужны пандусы, и кто ими будет пользоваться.
Главное, говорит Зикрихудоев, "нас поддерживают власти, а остальное со временем решится". Ведь обеспечение доступной среды — работа, требующая не одного года усилий.