Колясочники в городе: все еще недоступная "доступная среда"

Насколько приспособлен Душанбе для безопасного передвижения лиц с ограниченными возможностями, решила проверить корреспондент Sputnik Таджикистан.

Сегодня мир отмечает Международный день инвалидов. Праздником эту дату назвать трудно, ведь инвалидность — не повод для радости. Следует отметить, что во всем мире само слово "инвалид" стараются использовать крайне редко, так как звучит оно не совсем тактично. Вместо него принято употреблять другой термин — "люди с ограниченными возможностями".

Незрячая портниха Зулайхо возглавила швейный цех при республиканской больнице

В этот день Sputnik решил проинспектировать столицу Таджикистана на предмет доступности для таких людей.

У нашего героя, 34-летнего Гулома Назарова, врождённая аномалия развития. Гулом всю жизнь в инвалидной коляске — для него она, как для нас ноги. Отличие лишь в том, что, так называемая, "доступная среда" все еще недоступна для его "ног".

Ограниченные возможности, сильный дух

"Различные травмы я получаю два-три раза в месяц. Бывало, что падал с автобуса, коляска переворачивалась на высоких бордюрах. Но если я не буду выходить из дома, потому что на каждом шагу испытываю сложности с передвижением, как я выживу? Жизнь становится слаще, когда мы преодолеваем эти барьеры. Мир не интересен без проблем", — не унывает Гулом.

Из-за отсутствия пандусов на некоторых подземных переходах ему приходится делать большие круги, чтобы добраться до нужной автобусной остановки. Но и здесь Гулома ждет препятствие — немало усилий он тратит, чтобы забраться на эти остановки. Ведь высота бордюров, которые по правилам должны быть не выше четырех сантиметров, к тому же и с пандусами, — составляет 15, а иногда и более 20-и сантиметров.

Садится Гулом только на новые троллейбусы, где есть платформы для поднятия колясок. Этот транспорт появился в городе примерно 1,5 года назад. А до этого приходилось просить прохожих, чтобы его поднимали и спускали с троллейбуса или автобуса. Маршрутками он практически не пользуется, говорит, что не помещается.

Конечно, эти проблемы приводят к тому, что большинство "колясочников" в той или иной степени затворники.

По словам Асадулло Зикрихудоева, председателя ОО Общество инвалидов Душанбе "Имконият", самой главной проблемой лиц с ограниченными возможностями является отсутствие специализированных общественных туалетов. В большинстве случаев "колясочники" не выходят из дома именно по этой причине.

Власти поддерживают, застройщики не знают

"Тем не менее, неправильно говорить, что все плохо", — говорит Зикрихудоев. Вот уже пять лет, как Комитет по градостроительству и архитектуре тесно сотрудничает с обществом инвалидов. За это время совместными усилиями решился вопрос по учету потребностей лиц с ограниченными возможностями в проектах новых зданий. В 2013 году в градостроительный кодекс были внесены изменения, в частности в статьи 4 и 64, которые теперь обязывают застройщиков обеспечивать доступную среду для таких людей.

Без боя не сдадимся: успех с ограниченными возможностями

"Сейчас экспертная комиссия не пропускает проекты, где нет условий, касающихся людей с инвалидностью. Пандус — это одна из сотой части доступной среды. В норме, например, двери должны быть шириной не меньше 90 см и без порогов. Коридоры специализированных учреждений, куда приходят лица с ограниченными возможностями, должны быть шириной 180 сантиметров, чтобы могли проезжать встречные коляски", — пояснил Зикрихудоев.

Он также отметил что, несмотря на указанные в нормах строительства требования, застройщики допускают грубые ошибки.

"Многие пандусы строятся с очень большим углом наклона. Мы говорим, что это пандусы для экстремалов. Если хочешь убиться — иди и прокатись по нему", — улыбается эксперт.

Три раза в месяц работники комитета по строительству и сотрудники "Имконият" проводят рейды по новостройкам, где им приходится объяснять строителям, для чего вообще они делают, так называемые, бетонные уклоны рядом с лестницами. Зачастую ни строители, ни застройщики не понимают, зачем нужны пандусы, и кто ими будет пользоваться.

Главное, говорит Зикрихудоев, "нас поддерживают власти, а остальное со временем решится". Ведь обеспечение доступной среды — работа, требующая не одного года усилий.

© Sputnik Амир ИсаевГулом Назаров всю жизнь в инвалидной коляске. В передвижении по городу ему не всегда удается обойтись без посторонней помощи.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
1/17
Гулом Назаров всю жизнь в инвалидной коляске. В передвижении по городу ему не всегда удается обойтись без посторонней помощи.
© Sputnik Амир ИсаевВ городе для человека, перемещающегося на инвалидной коляске, возникает множество препятствий в виде бордюров и лестниц.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
2/17
В городе для человека, перемещающегося на инвалидной коляске, возникает множество препятствий в виде бордюров и лестниц.
© Sputnik Амир ИсаевТакие деревянные переправы через арыки, как в районе ЦУМА, в столице встречаются редко.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
3/17
Такие деревянные переправы через арыки, как в районе ЦУМА, в столице встречаются редко.
© Sputnik Амир ИсаевПрипаркованный в разных местах транспорт тоже нередко становится препятствием для Гулома.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
4/17
Припаркованный в разных местах транспорт тоже нередко становится препятствием для Гулома.
© Sputnik Амир ИсаевНе так легко, как казалось, добраться до остановки общественного транспорта.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
5/17
Не так легко, как казалось, добраться до остановки общественного транспорта.
© Sputnik Амир ИсаевНекоторые автобусы не приспособлены для инвалидов.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
6/17
Некоторые автобусы не приспособлены для инвалидов.
© Sputnik Амир ИсаевВ автобусе есть места, предусмотренные для инвалидов, но сейчас они заняты стоячими пассажирами. Час пик...
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
7/17
В автобусе есть места, предусмотренные для инвалидов, но сейчас они заняты стоячими пассажирами. Час пик...
© Sputnik Амир ИсаевВо многих новостройках, по указанию администрации города, имеются пандусы, но также, согласно нормам, здесь должны быть перила ...
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
8/17
Во многих новостройках, по указанию администрации города, имеются пандусы, но также, согласно нормам, здесь должны быть перила ...
© Sputnik Амир ИсаевНередко приходится пользоваться услугами помощника или сердобольных прохожих.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
9/17
Нередко приходится пользоваться услугами помощника или сердобольных прохожих.
© Sputnik Амир ИсаевА вот и подземный переход в центре города. Спускаться по нему Гулом не спешит...
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
10/17
А вот и подземный переход в центре города. Спускаться по нему Гулом не спешит...
© Sputnik Амир ИсаевИз-за слишком крутого угла наклона, спуск в одиночку по этому пандусу для Гулома сравним с аттракционом.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
11/17
Из-за слишком крутого угла наклона, спуск в одиночку по этому пандусу для Гулома сравним с аттракционом.
© Sputnik Амир ИсаевК счастью, Душанбе не без добрых людей, которые помогли преодолеть препятствие.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
12/17
К счастью, Душанбе не без добрых людей, которые помогли преодолеть препятствие.
© Sputnik Амир ИсаевА эта подземка для Гулома - препятствие, непреодолимое даже с помощниками, - пандусов здесь нет.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
13/17
А эта подземка для Гулома - препятствие, непреодолимое даже с помощниками, - пандусов здесь нет.
© Sputnik Амир ИсаевГулому нередко приходится выезжать на проезжую часть. Сейчас он хочет испробовать новые троллейбусы, в которых имеются специальные подъемники.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
14/17
Гулому нередко приходится выезжать на проезжую часть. Сейчас он хочет испробовать новые троллейбусы, в которых имеются специальные подъемники.
© Sputnik Амир ИсаевВ одном из троллейбусов действительно оказался откидной пандус.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
15/17
В одном из троллейбусов действительно оказался откидной пандус.
© Sputnik Амир ИсаевТак попасть в троллейбус намного легче.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
16/17
Так попасть в троллейбус намного легче.
© Sputnik Амир ИсаевЗдесь нашлось и место, специально для инвалидов. Глядя, как растет и развивается город, Гулом надеется, что в будущем в Душанбе станет больше условий для него, чем сегодня.
Гулом Назаров, инвалид-колясочник в городе Душанбе - Sputnik Таджикистан
17/17
Здесь нашлось и место, специально для инвалидов. Глядя, как растет и развивается город, Гулом надеется, что в будущем в Душанбе станет больше условий для него, чем сегодня.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский