ДУШАНБЕ, 9 дек — Sputnik. Госкомитет по инвестициям и управлению госимуществом оценил стоимость акций держателей акций Центрального универмага в Душанбе в 2 миллиона сомони, это примерно $300 тысяч.
ЦУМ работает в обычном режиме, акционеры и продавцы в одном лице, без эмоций и каких-либо претензий, пытаются работать дальше. Одна из них продавщица ювелирных изделий, которая попросила не называть ее имени. По ее словам, пока никто из акционеров не знает о судьбе своих акций.
"Когда мы покупали акции в 1993 году — в разгар войны, это были огромные деньги, можно было купить квартиру, но мы решили вложиться и спасти наш ЦУМ, который на тот момент был практически бесхозным. Теперь же получается мы тут на птичьих правах", — сетует она, не скрывая огорчения.
В 1993 году приватизация ЦУМа произошла путем акционирования. Как оказалось, акционеров у ЦУМа не один и не два, а целых 400 человек и каждый сегодня находится в аналогичной ситуации.
Ходжи Амоннуло один из тех, кто всю жизнь провел в этом магазине.
"ЦУМ был открыт в 1959 году, а я пришел сюда работать продавцом через 4 года в возрасте 19 лет. Сейчас мне 66. В разгар гражданской войны, когда начали говорить о приватизации ЦУМа, я тоже купил две акции, но теперь они превратились в обычные бумажки", — рассказывает он.
Седовласый дедушка уже готов и на пенсию выйти, а что будет с его акциями, его уже не так сильно волнует, хотя свое разочарование он и не скрывает.
"Два миллиона сомони сейчас копейки"
В маленьком кабинете директора ЦУМа новый начальник. Саттор Рахимов и сидящая с ним за одним столом его зам по коммерческой части Точинисо Маджидова обложились кипой бумаг. Новое руководство решило поднять все документы ЦУМа в первый же рабочий день.
"Акционеры, если хотят, останутся работать здесь, никаких проблем нет. Будут заключены новые договора с сотрудниками. Но они уже знают, что общая стоимость акций по оценке Госкомимущества составляет 2 миллиона сомони и ЦУМ на 100% стал государственным", — сообщил директор.
Рахимов пока не знает, что будет с акционерами и будут ли скупаться их акции.
"ЦУМ стал государственным по решению суда. Все остальные вопросы мы будем решать по ходу работы. Возможно, мы сможем решить вопрос внутри организации и никто не будет обращаться в суд", — надеется директор ЦУМа.
Как выяснилось в ходе разговора, Точинисо Маджидова не только замдиректора по коммерческой части, но и один из крупннейших акционеров ЦУМа. Она оказалась среди тех, кто всё ещё не осведомлён о судьбе своих акций.
"Конечно, 2 миллиона сомони сейчас копейки, ведь когда-то мы покупали акции за крупную сумму, в 10 раз превышающую эту. Но сделать что-то мы пока не можем. Единственное, чем мы пока занимаемся — это наводим порядок в документации. Если акционеры захотят, то по отдельности могут в суд подать. Но надеемся, что этот вопрос решится в досудебном порядке", — говорит она.
И ни в чем себе не отказывайте…
Что получат акционеры в случае, если решаться добровольно продать свои акции?
Делим 2 миллиона сомони на 400 держателей акций, получается, что каждый сможет получить лишь по 5 тысяч сомони, а это (по курсу Нацбанка $1=6,79) чуть меньше $800 долларов.
Комментарии излишни…
…Центральные универсальные магазины открывались повсеместно во всех крупных городах стран бывшего СССР в 50-60 годах прошлого столетия. Сейчас бы их назвали Торговыми центрами, но тогда наличие подобного универмага говорило о высоком статусе города.
В России их было более 30, а в странах Центральной Азии по одному в каждой из столиц. Универмаги в столицах бывших союзных республик не отличала особенная архитектура — во всех городах ЦУМ выглядит одинаково — 3-4 этажное здание с большими окнами и высокими потолками. Главное было в содержимом.
Душанбинский ЦУМ был открыт в 1959 году и сразу стал центром элитной торговли столицы. Здесь были представлены товары со всего Союза, а также дефицитные на тот момент трикотажные изделия, чешская обувь и многое другое.
Сегодня ЦУМ, конечно, не тот, что был раньше, эксклюзивной брендовой одежды здесь нет, продают, в основном, мобильные телефоны и аксессуары к ним, а также ремесленнические изделия для туристов. Дорого и, как правило, не оправданно.