ДУШАНБЕ, 11 дек — Sputnik. Нарастающие трения между Анкарой и Москвой, спровоцированные инцидентом с российским самолетом Су-24, рискуют превратить Турцию и Европу в соперников за альтернативных России поставщиков энергоресурсов, публикует РИА Новости материал газеты Politico.
"Турция находится в крайне деликатной ситуации — прекращение поставок газа из России по геополитическим причинам станет для Анкары неизбежной катастрофой", — отмечает аналитик европейского института Брейгеля Симоне Тальяпьетра, подчеркивая, что в случае разрыва связей с Москвой, турецким властям будет трудно диверсифицировать источники поставок газа в среднесрочной перспективе.
Издание отмечает, что недавний визит премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу связан с желанием Анкары как можно скорее начать строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), процесс сооружения которого изначально был запланирован на середину 2018 года.
Этот газопровод является ключевой секцией более масштабного проекта, запущенного при полной поддержке Еврокомиссии — Южного газового коридора.
Проект подразумевает транспортировку 16 миллиардов кубометров газа из Прикаспия в Европу к концу десятилетия, 6 из которых должны достаться Турции.
"Если Россия откажется от поставок газа в Турцию, Анкаре понадобится гораздо больше каспийского газа. Те объемы, которые Анкара сможет получать по Трансанатолийскому газопроводу, не изменят общей картины", — полагает Тальяпьетра.
Аналитик также отмечает, что даже при ускоренных темпах строительства до запуска газопровода еще очень далеко.
Кроме того, повышение турецкого спроса на азербайджанский газ означает, что Анкара начнет соперничать за ресурсы с Брюсселем, добавляет аналитик Европейского центра политики (European Policy Center, EPC) Марко Жюли.
С ним согласен и Тальяпьетра — "Рассуждая о диверсификации, мы (Европейский Союз — ред.) всегда думали о Турции, даже не предполагая, что у Анкары могут быть свои приоритеты".
Не слишком многообещающими выглядят и попытки турецких властей диверсифицировать поставщиков сжиженного природного газа (СПГ), отмечает Politico. В ходе недавнего визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Катар между двумя государствами был подписан меморандум о взаимопонимании, касающийся долгосрочной торговли СПГ.
В настоящее время Турция способна принять лишь 7 миллиардов кубометров импортного газа из общего объема в 14 миллиардов — другая половина поставок законтрактована такими странами, как Алжир и Нигерия.
По мнению Симоне Тальяпьерты, нынешние попытки Турции разнообразить источники поставок энергоресурсов далеки от реальности: "Все эти варианты неосуществимы ни сегодня, ни завтра, ни этой зимой".
В то же время аналитики считают, что Россия не будет прекращать импорт газа в Турцию, принятие такого решения возможно, только если конфликт между двумя государствами войдет в новую, более значительную фазу эскалации.