Кондуктора троллейбусов в Душанбе долго не задерживаются на этой работе из-за маленького заработка. Зарплаты для них не предусмотрены. Их дневная выручка зависит от количества пассажиров и щедрости водителя.
Водитель же ежедневно выплачивает план в размере 200 сомони. Доход вне плана принадлежит водителю — из этой суммы он выделяет кондуктору, сколько не жалко — обычно 15-20 сомони.
Худоёр Икромов работает кондуктором всего лишь три месяца. На днях он улетает в Россию, потому что на эти деньги не прокормишь семью из пяти человек, хотя и трудишься с раннего утра до позднего вечера.
"В 3:40 утра я выхожу из дома. В 4-20 приезжает дежурка. А до того, как на работу приходит водитель, я подготавливаю к выезду троллейбус — чищу, убираю снег. Как только шофер получил путевку, уже на линии я меняю вставки. Рабочий день длится до 8 вечера", — сказал Худоёр, кондуктор троллейбуса № 1.
Поработав максимум несколько месяцев, кондуктора начинают подыскивать себе другую работу. А желающие подзаработать приходят в троллейбусный парк, откуда их и забирают водители троллейбусов.
Кроме сбора платы за проезд, душанбинские кондуктора выполняют одну довольно необычную задачу. При поворотах и в местах с неисправными проводами они вручную направляют штанги троллейбуса.