Отец троих детей Эмомиддин Шаропов вот уже второй год, как подрабатывает на жизнь то тут, то там. Постоянной работы у него — дипломированного экономиста — нет. Выехать в Россию не может — запрет до 2017 года.
— В России я зарабатывал очень хорошо. Работал, естественно, не по специальности — был строителем, — рассказывает 38-летний Шаропов. — Но меня это вовсе не коробило. Тогда, как и сейчас для меня важным было прокормить семью. Детей у меня, как вы видите, много, да и жена не работает. Для семьи, проживающей в сельской местности, найти работу — очень сложная задача.
В месяц сейчас он зарабатывает до тысячи сомони (примерно $125) — это еще, если повезет с заказами. А работу он выполняет всякую: монтирует электропровода, укладывает кафель, делает стяжку стен, чинит бытовую технику…
— Я многому научился, пока был в России. Там жизнь вынуждает браться за все. Только вот разница в том, что там за все ты получаешь нормальные деньги, а здесь — копейки. Если посчитать, то трудовым мигрантом в России я был почти 8 лет. За этот период успел и землю купить, и дом построить. А сейчас еле концы с концами свожу, — сетует Шаропов.
В поисках лучшей доли
Таких как он — запретников, по официальной статистике, в Таджикистане сейчас не менее 300 тысяч человек. Из этого числа, как безработные на учете Агентства по занятости населения стоят только чуть более 36 тысяч человек, из них почти 5 тысяч — женщины.
Пока таджикским властям удалось на территории страны трудоустроить лишь 3 тысячи запретников — в основном на строительстве.
Остальные за лучшей долей отправляются в другие страны. Так, за 11 месяцев 2015 года в трудовую миграцию, например, в Казахстан, выехали свыше 10 тысяч граждан Таджикистана. Их основную часть составили именно запретники РФ.
Получается, только 3% из них смогли трудоустроиться за рубежом.
Оставшаяся — большая часть запретников — влилась в многотысячную армию безработных…
"Вся жизнь перевернулась вверх ногами"
Чтобы решить проблему с запретом или хотя бы найти работу в других странах ежедневно в двери Агентства по миграции стучатся не менее 200 человек.
Вот и сейчас около 10 мужчин и женщин сидят у входа в агентство в надежде вычеркнуть себя из "черного списка".
Кстати, за этот год представителям Минтруда удалось все же в сотрудничестве с российскими властями снять запрет с 1,5 тысячи таджикистанцев.
А возможно стало это благодаря совместной работе миграционных служб двух стран, которые еще в начале прошлого года приняли решение вывести пять категорий лиц из зоны запрета: тех, у кого есть в РФ родственники с гражданством; студенты, обучающиеся в российских вузах; тех, у кого есть разрешение на работу и на проживание; лиц, получающих лечение в России и, наконец, тех, у кого есть имущество на территории этой страны.
23-летний Алихон Курбонов тоже пришел в агентство по миграции в Душанбе с кипой документов, подтверждающих, что у него зарегистрирован брак с гражданкой России, а также есть 5-месячный ребенок. В России, до выдворения с последующим запретом на въезд, он эти документы, по его словам, тоже показывал, но все тщетно.
— Я, если честно, так и не понял причину выдворения. У меня не было ни единого нарушения. Работал я в Ленинграде поваром. Зарабатывал нормально. Содержал семью свою в достатке там, и даже отправлял деньги своим родителям в Таджикистан. А сейчас вся жизнь моя перевернулась вверх ногами, — рассказывает Алихон.
Вдали от жены и ребенка он живет уже второй месяц. Отправить им хоть какую-то сумму он не может, поскольку здесь на стройке зарабатывает всего 1000 сомони в месяц.
— Этого хватает только на закупку первого необходимого — мука, масло, зерновые продукты, — поясняет он. — Каждый день звоню жене, прошу держаться, обещаю, что вернусь совсем скоро, а время все идет и идет…
Куда деваться?
По словам представителей Агентства по миграции таких, как Алихон сейчас много, и за каждого, по мере возможности, они борются.
По официальным данным, сейчас свыше 400 тысяч граждан Таджикистана работают в России с патентами. Это, уверяют в таджикском министерстве труда, больше на 10% по сравнению с прошлым годом. Также статистика показывает, что группа риска (те, кто чаще всего допускали нарушения) уменьшилась на 40%.
Помимо этого, как отмечается, для решения вопроса трудоустройства запретников, Минтруда РТ запустило спецпроект, в рамках которого совместно с международной организацией по миграции для них организованы бесплатные курсы по изучению разных специальностей и предоставлена возможность получения беспроцентных кредитов для начатия собственного минибизнеса.
Также предусмотрено их трудоустройство в 22 объектах по стране, где заработная плата не меньше 800 сомони.
Ранее Минтруда заявляло о переговорах с Южной Кореей по получению квот на работу наших граждан там, но, как пояснили в министерстве, скорее всего, эта идея выпадет из планов, поскольку в Южной Корее требования намного тяжелее — надо в обязательном порядке знать язык.
Поэтому работы в этом плане, как отметили в министерстве, сейчас ведутся больше с Казахстаном, однако и эта страна не сможет принять тот поток, который из-за запрета не может въехать в Россию.
По данным ФМС РФ, по состоянию на 4 декабря этого года на территории России находилось 896 тысяч граждан Таджикистана. По сравнению с началом года их численность сократилась примерно на 103 тысячи человек.