К концу года, традиционно, все сферы подводят итоги — кто-то это делает для того, чтобы понять, что было сделано и какие результаты получены, кто-то для того, чтобы понять ошибки и не повторять их в будущем.
Есть контакт?
Январь 2015 года начался неплохо — Узбекистан и Таджикистан начали переговоры по визовым вопросам. Появилась надежда, что когда-нибудь соседние страны смогут отменить визовый режим, вновь наладить воздушное сообщение и начать динамичную торговлю. Хотя в течение года представители двух стран встречались лишь несколько раз и пока ни к чему конкретному не пришли, все же сам процесс начала диалога уже факт положительный.
$100 миллионов — ущерб от заморозков
Весенние заморозки на севере страны уничтожили практически 90% урожая плодоносных деревьев. Сами дехкане признались, что на восстановление деревьев, большая часть которых после заморозков погибла, уйдет не один год.
В основном погиб урожай абрикосов, что сказалось на ценах на этот вид сельхозпродукции.
По оценке специалистов, ущерб от непогоды составил порядка $100 миллионов.
Сокращение переводов, снижение импорта и налоговые поборы
Экономический кризис, рецессия и спад или замедление роста экономик главных торговых партнеров Таджикистана — России, Китая, Казахстана и других, начал тянуть за собой и без того слабую экономику республики.
Рецессия в России отразилась главным образом на объемах денежных переводов трудовых мигрантов.
По данным Центробанка России, по итогам 9 месяцев 2015 года уровень переводов упал до рекордных 65,1%. Из России через системы денежных переводов поступил $1 миллиард 54 миллиона ($3,016 миллиарда за январь-сентябрь 2014).
Снижение оказалось значительным в долларовом выражении из-за падения курса рубля более чем на 50% с 2014 года. Если же денежные переводы считать в российских рублях, то, по данным ФМС России в Таджикистане, эта сумма окажется намного выше прошлогодней, однако в долларах по текущему курсу российского рубля падение сопоставимо с падением российской валюты.
О снижении объемов импорта товаров говорят главы всех ведомств экономического блока. По итогам полугодия объём импорта в Таджикистан сократился на 21% и составил порядка $1,2. Падение импорта товаров привел к снижению таможенных сборов на более чем 20%, а налоговые поступления хоть и не снизились, но темпы роста приостановились.
Налоговый комитет усиливает контроль над собираемостью налогов. Многие компании выплачивают налоги заранее, за полгода вперед по требованию комитета для того, чтобы тот мог выполнить план бюджета. Вполне возможно, что эта тенденция продолжится и в 2016 году.
Доллар vs сомони
Падение национальной валюты Таджикистана по отношению к доллару, пожалуй, стало одним из главных событий уходящего года. Доллар (рыночный курс) смог укрепиться в Таджикистане более чем на 35% и поднялся со средних 5,48 сомони до 7,45 сомони (по сегодняшний день).
В 2014 году девальвация сомони к доллару составляла 11,4%, а в кризисный 2009 год доллар укрепился в стране почти на 28%, с 3,49 до 4,39 сомони.
Падение сомони отразилось на многих аспектах экономики страны. Стали расти как на дрожжах импортные товары, ведь Таджикистан почти на 70% импортозависим — это и пшеница, и нефтепродукты, и стройматериалы и многое другое. Уровень долларизации страны один из самых высоких в мире — 70%.
Наряду с импортными товарами критичным является вопрос по внешнему долгу, ведь наравне с курсом доллара растет и так называемая "стоимость" внешнего долга страны, ведь внешние заимствования республика получает в основном в долларах США.
Получается из бюджета выделяется больше средств в сомони и конвертируется в доллары для погашения основного долга страны и его процентов.
Банки и их клиенты пострадали не меньше. Из-за растущего курса американской валюты кредиты в долларах спешили гасить как можно скорее.
Смена главных
Смена руководства Нацбанка, пожалуй, самое громкое кадровое событие 2015 года.
Спекуляция с долларом ухудшила ситуацию на валютном рынке, и в мае президент страны решил сменить всё руководство Национального банка.
У руля встали Джамшед Нурмахмадзода, Джамолиддин Нуралиев и Умед Латифов. К началу 2016 года структура Нацбанка будет сформирована полностью.
Кроме внутренних изменений, НБТ начал вводить жесткие меры по отношению к игрокам на валютном рынке. Так называемых менял за несанкционированное изменение курса валюты при продаже или покупке, штрафовали и лишали лицензии.
Так, были отозваны лицензии около 20 малых кредитных организаций, которые не справились с нормативами регулятора.
Пункты обмена валюты в этом году перестали быть самостоятельными, теперь банки стали главными хозяевами обменников по всей стране. Но проблема дефицита с валютой все еще не решена.
Китай — главный инвестор
Вот уже 5-6 лет, как китайские инвестиции мощно вливаются в таджикскую экономику.
В 2015 году Нацбанк Таджикистана и Народный банк Китая подписали соглашение о СВОП линии на 3 миллиарда юаней, в долларовом выражении это сумма достигает $500 миллионов. Соглашение нужно для того, чтобы Таджикистан и Китай начали торговлю между собой в юанях и сомони и, таким образом, не зависели от доллара.
В 2015 году Китай остался самым крупным кредитором Таджикистана. По итогам полугодия 2015 года внешний долг республики составил $2,1 миллиарда, что составляет 19,5% ВВП, китайские кредиты в составе внешнего долга превышают $900 миллионов.
Инвестиции
В плане инвестиций 2015 год был также достаточно насыщенным. В Таджикистан продолжают поступать инвестиции, гранты и кредиты, несмотря на кризис. Реализация проектов — тема другая…
Компания Coca-Cola, по турецкой франшизе, построила завод в Душанбе. Завод уже производит безалкогольные напитки в объеме 100 миллионов литров в год. На это всё ушло 2 года и $30 миллионов. Сейчас завод принялся за реализацию второго этапа, стоимостью в $20 миллионов.
Одним из громких событий в сфере инвестиций и торговли стала новость о том, что в Душанбе началось строительство гипермаркета АШАН Сити, по российской франшизе.
Гипермаркет хотели открыть в этом году, но дату открытия уже переложили — на март 2016 года. Часть финансирования в размере $5 миллионов была предоставлена Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который в июле этого года объявил о том, что стал одним из совладельцев АШАНа в Таджикистане.
Крупные инвестиции продолжили поступать в горнорудную промышленность.
К примеру, $34,1 миллиона поступили за первое полугодие на развитие компаний ООО "Пакруд" (строительство и геологоразведка) и "Таджикско-китайская горнопромышленная компания" (добыча, переработка и строительство). Из этой суммы более 60% ушли в "Пакруд".
В целом же в правительстве ожидают, что по итогам 2015 года, которые будут подведены в январе 2016 года, итоговая цифра поступивших частных инвестиций должна превысить $100 миллионов. А стоимость подписанных проектов для реализации в будущем, как ожидается, может достигнуть и $300 миллионов.
Считаем деньги
Что касается грантов и кредитов, выделяемых для Таджикистана, то осенью 2015 года совет директоров Азиатского банка развития решил, что с 2016 по 2017 годы Таджикистан будет получать не только гранты, как это было раньше, но и кредиты.
К этому выводу в АБР пришли после анализа внешнего долга страны, который не превышал 20% к ВПП. Это позволяет стране брать кредиты и АБР теперь войдет в число кредиторов Таджикистана.
Выделяемые финансы теперь будут состоять на 50% из грантов и на 50% из кредитов.
Таджикистан вступил в АБР в 1998 году, и на 31 декабря 2014 года общий объем помощи АБР Таджикистану составил около 1,3 миллиарда долларов США. В эту сумму входят 23 кредита на общую $373 миллиона, 27 грантов на $853 миллиона и 75 проектов технической помощи на $51 миллион.
Что касается других организаций, то, к примеру, ЕБРР по итогам 2015 года подписал контракты на выделение кредитов на сумму почти в $200 миллионов. Это для ЕБРР своеобразный рекорд, так как инвестирование в экономику Таджикистана до этого года со стороны этого банка не превышало $75 миллионов.
Всемирный банк в этом году одобрил множество проектов по финансированию экономики страны.
В августе было подписано соглашение о финансировании четырёх проектов между правительством Таджикистана и ВБ на общую сумму в $47 миллионов. Эти средства будут направлены через проекты на развитие сфер образования, водоснабжения, здравоохранения и управление водными ресурсами.
Стоимость всех проектов, которые ВБ реализует в Таджикистане в настоящее время, составляет $323,4 миллиона. В общей сложности за последние 19 лет банк предоставил Таджикистану в виде грантов и льготных займов около $1 миллиарда.