ДУШАНБЕ, 16 фев — Sputnik. Евросоюз принял решение о частичном снятии санкций с Беларуси, которое многие политики уже назвали "жестом доброй воли Евросоюза", однако многие белорусские политики считают, что мгновенного эффекта от выхода из-под санкций ждать не следует, сообщает Sputnik Беларусь.
В понедельник вечером стало известно, что Совет глав МИД стран ЕС принял решение о частичном снятии санкций с президента Беларуси Александра Лукашенко и трех белорусских компаний. Однако Евросоюз оставил в действии оружейное эмбарго и санкции в отношении четырех человек, которых ЕС подозревает в причастности к исчезновению политиков в 1999-2000 годы.
Жест доброй воли
Европейские политики считают, что решение об отмене санкций — своего рода аванс Беларуси в надежде на то, что парламентские выборы пройдут в стране с соблюдением международных норм, а избирательная кампания будет открытой и транспарентной.
"Решение об отмене санкций — жест доброй воли от Евросоюза. Беларуси не все простили, но протянули руку дружбы", — заявил Андрей Мамыкин, замглавы делегации Европарламента в Беларуси.
Официальный Минск рассчитывает на активизацию диалога
Сразу же после того, как стало известно о частичной отмене санкций, МИД Беларуси приветствовал это решение, назвав его важным этапом на пути нормализации отношений.
"Принятое решение Совета ЕС наглядно свидетельствует о том, что именно диалог является наиболее эффективным средством урегулирования разногласий. Надеемся, что оно будет способствовать укреплению региональной стабильности и безопасности. Готовы внести свой вклад в данный процесс", — заявил начальник управления информации — пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик.
Он также добавил, что Беларусь открыта для дальнейшего диалога с Евросоюзом и странами, входящими в него, по всем вопросам, которые представляют взаимный интерес.
В среде политиков не все рады
Белорусские политики отнеслись к отмене санкций по-разному.Так, кандидаты в президенты 2015 года Сергей Гайдукевич и Татьяна Короткевич поддержали решение Евросоюза, назвав это "правильным и разумным решением".
Некоторые политики, в том числе кандидат на выборах 2010 года и экс-политзаключенный Николай Статкевич, а также лидер Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько критически отнеслись к решению, назвав его недальновидным шагом, который может скорее негативно отразиться на ситуации в Беларуси.
Оппозиционный политик, кандидат в президенты на выборах 2010 года Владимир Некляев назвал решение Совета ЕС "чисто политическим".
"В связи с этим послаблением режиму он может рассчитывать на какие-то экономические решения — это получение кредита МВФ", — сказал он, добавив, что нынешний период потепления отношений официального Минска и ЕС может продлиться дольше, чем в предыдущий раз.
Экономисты: эффект от снятия санкций — нулевой
Известный белорусский независимый экономический эксперт, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что отмена экономических санкций ЕС против белорусских компаний не окажет существенного влияния на экономическую ситуацию и оценку зарубежными инвесторами делового климата страны.
По его словам, экономический эффект от санкций будет "практически нулевой".
"Иностранные инвесторы, которые интересуются Беларусью, ранее мало внимания уделяли этому аспекту внешнеэкономической политики республики. Их гораздо больше интересует, что происходит с инвестиционным климатом, соблюдение прав собственности, стабильность законодательства, возможность перемещения прибыли с территории Беларуси", — сказал Романчук.
По его мнению, основные проблемы инвестиционного климата республики ограничены не санкциями, а внутренними институтами Беларуси, качество которых, по его оценке, в последний год ухудшилось.
Санкционная история
Отношения Беларуси и ЕС осложнились в 1996 году после проведения в республике референдума по изменению Конституции, в результате которого был изменен срок президентских полномочий и начат новый отсчет этого срока. Тогда Запад счел, что результаты референдума были сфальсифицированы и президент получил неограниченные права.
В разные периоды санкции ЕС действовали против белорусских компаний, специализирующихся на экспорте вооружений, а также активов, контролируемых белорусскими бизнесменами Владимиром Пефтиевым, Анатолием Тернавским и Юрием Чижом, которых Евросоюз обвинял в финансовой поддержке президента Александра Лукашенко.
В 2002 году ЕС и США ввели ряд визовых ограничений для высших должностных лиц Беларуси, включая президента Александра Лукашенко. В последующие годы круг граждан, которым был запрещен въезд страны ЕС и США постоянно расширялся, в него кроме политиков и чиновников включали журналистов, военнослужащих, бизнесменов.
После очередных президентских выборов 2006 года, которые европейские политики оценили как несоответствующие международным стандартам, ЕС ввел в отношении республики дополнительные экономические санкции в отношении предприятия нефтехимической отрасли и ВПК.
В 2011 году визовые и экономические санкции были расширены дважды, общий список белорусских граждан, которым был ограничен въезд в ЕС, приблизился к двум сотням.
В конце октябре 2015 года ЕС приостановил действие антибелорусских санкций на четыре месяца. О временной приостановке действия санкций также объявили США.