ДУШАНБЕ, 25 фев — Sputnik. Эксперты американского Фонда Карнеги считают, что Запад и Россия в скором времени вовсе отдалятся от Центральной Азии, уступив место Китаю.
В связи с этим они рекомендуют Белому дому вести в регионе более прагматичную политику. А какой должна быть политика в ЦА у России? Что должна сделать она, чтобы не потерять своих стратегических партнеров?
Основные тезисы авторов исследования состоят в следующем: в Центральной Азии усиливается конкуренция между Россией и Китаем. При этом страны региона становятся менее восприимчивыми к политике США и продвижению демократии.
Отмечается, что в течение следующего десятилетия в Центральной Азии усилится фактор присутствия Китая. Никуда не денется, а только усугубится афганская проблема. В то же время, эксперты отмечают, что Россия будет все больше отдаляться от региона, наряду с этим снизится и участие Запада.
Аналитики рекомендовали правительству США проводить в ЦА более прагматичную политику, сфокусироваться на сотрудничестве в области экономики и социальных вопросах, а не на продвижении демократии. И уже больше не увязывать сотрудничество в области безопасности с соблюдением прав человека в Центральной Азии.
Spuntik попросил экспертов прокомментировать некоторые из вышеизложенных тезисов.
"Американская политика не есть демократия"
Руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследования (РИСИ) Дмитрий Попов не согласен со многими выводами исследования, считая, что они искажают действительную картину.
— Во-первых, не стоит ставить знак равенства между американской политикой и продвижением демократии в регионе. Достаточно вспомнить, что "тюльпановая революция" в Киргизии, поддержанная Вашингтоном, не сделала эту республику демократичнее. Напротив, к власти в стране пришла команда Бакиева, которая стала проводить курс на борьбу с инакомыслием, захватывать с использованием административного ресурса бизнес конкурентов, способствовала своими действиями росту наркотрафика и так далее, — говорит аналитик.
Куда более четко критериям западной демократии соответствовало правительство Акаева, сметенное мартовским госпереворотом 2005 года, считает Попов. Но на все издержки представители Белого дома предпочли закрыть глаза, ведь клан Бакиева гарантировал сохранение базы ВВС США в Манасе.
Между тем Москва, по мнению Дмитрия Попова, ведет поступательную политику в регионе и выводы американских коллег о том, что Россия постепенно уступает свои позиции в ЦА Западу и Китаю, неверны.
"Говорить о том, что Россия покинет ЦА необоснованно"
— Москва добилась выдворения американских военных баз из региона и продлила на долгосрочной и безвозмездной основе пребывание своих объектов в Кыргызстане и Таджикистане, — отмечает Попов. — Что касается Узбекистана, который приостановил членство в ОДКБ, то, по общему мнению остальных участников, это пошло организации только на пользу. Наконец, "заморожены" транскаспийские нефте- и газопроводы, который лоббировал Запад, и против которых выступала РФ. Мы близки к заключению Конвенции по статусу Каспийского моря, уже сейчас есть принципиальная договоренность прикаспийских держав о том, что присутствие в акватории водоема военных сил третьих государств недопустимо. А ведь было время, когда американские конгрессмены предлагали разместить на Каспии четвертый позиционный район ПРО.
— Это отнюдь не означает, что у нас нет проблем, их еще достаточно много, но говорить о том, что Россия покинет Центральную Азию необоснованно, — уверен Дмитрий Попов и отмечает, что сегодня все происходит "с точностью наоборот".
— Посудите сами. При решающей роли России создано полноценное интеграционное объединение — ЕАЭС, в которое вошли две страны ЦА — Казахстан и Кыргызстан. Думаю, что и Таджикистан также присоединится в недалекой перспективе к Союзу, — полагает он.
Также эксперт приводит в качестве примера военное сотрудничество стран.
— Россия приступила к самой масштабной в постсоветской истории программе по модернизации армий государств-участников ОДКБ, — говорит он. — В Казахстане после многолетних переговоров приступили к формированию современных сил ПВО из российских С-300. В Таджикистане и Киргизии запущены проекты по перевооружению и переподготовке армий двух республик. По существу, речь идет здесь о создании усилиями России полноценных вооруженных сил, — заключил эксперт.
Китай вне игры или вне конкуренции?
При этом таджикские экономисты предупреждают, что Китай при тех темпах, с какими он входит в экономики стран региона, может переломить развитие ситуации в ЦА в свою пользу.
— Китай начал выдавать кредиты Таджикистану только с 2007 года. Так вот по итогам 2006 года внешний долг Таджикистана составлял 866 млн долларов, из которых $185 миллионов были двусторонние кредиты. Распределение кредитов среди лидеров было таким: 39% — Узбекистан, 16 – Россия. Эти страны с начала 90-х преобладали в структуре внешнего долга страны. И, посмотрите, что произошло уже в конце 2007 года, когда вошел Китай. При общем внешнем долге в 1 млрд $119 миллионов, из которых $385 миллионов – были двусторонними кредитами, доля китайских денег составила $216 миллионов, заняв, таким образом, 56% (!) в структуре распределения кредитов. Узбекистан при этом дал из общей цифры кредитов на 16,4%, а Россия на 3,8, — объясняет таджикский экономист.
Китайский язык сегодня стал одним из самых востребованных в стране. Китайский бизнес заполонил страну, в прошлом году для удобства ведения торговли центральные банки Китая и Таджикистана подписали соглашение о валютном свопе, другими словами теперь торговля между странами будет осуществляться в юанях.
По мнению экспертов, Китай проникает в ключевые сегменты экономики страны, вкладывая крупные средства, в основном, в капиталоемкие проекты, окупаемость которых составляет длительный период.
А вот, по словам эксперта РИСИ, Дмитрия Попова, острой конкуренции между Россией и Китаем в центрально-азиатском регионе нет.
— Конкуренция есть, особенно в экономической сфере, но это вполне естественно между такими крупными геополитическими игроками, а главное — она носит цивилизованный характер, — поясняет он. — И в Москве и Пекине признают необходимость учета интересов друг друга и готовы решать спорные вопросы путем диалога. Примером является декларация о сопряжении проектов евразийской интеграции и экономического пояса Шелкового пути. Это акт политического характера, но он демонстрирует настрой лидеров соседних государств на сотрудничество, а не на конфронтацию.
По мнению Попова, это принципиально отличает взаимоотношения России и Китая от стратегической линии США на геополитическое противоборство.
— Есть и еще один важный момент. У РФ и КНР в Центральной Азии гораздо больше тем, которые их сближают, нежели тех, которые разъединяют. В том числе усилия обоих государств нацелены на снижение роли Вашингтона в региональных делах. Поэтому в западных источниках "вбросы" о столкновении Москвы и Пекина будут постоянно появляться. Факт, однако, состоит в другом: такого уровня двусторонних контактов и доверия между Россией и Китаем не было еще никогда в истории.