Азамат Сабуров, Sputnik Таджикистан
Акция посольства Японии в Таджикистане прошла в минувшие выходные в Исмаилитском центре в Душанбе. Программа мероприятия была очень насыщенной, поэтому его этапы стартовали одновременно в разных залах центра и даже во дворе. Глаза зрителей и их хозяева разбегались во все стороны.
Мне же нужно было успеть везде, чтобы репортаж получился максимально интересным. Для этого пришлось перемещаться по территории со скоростью главного героя знаменитой саги про Наруто.
Как вы, наверное, догадались, первым делом я направился в кинозал, где крутили японские аниме. Мультики были с японской озвучкой и русскими субтитрами. Следить за стремительными ниндзями и одновременно читать мне быстро надоело, и я телепортировался к любителям косплея.
Справка для читателей старшего поколения: косплей — это любительские костюмированные миниатюры, где фанаты разыгрывают сценки из аниме, переодетые в своих любимых героев. Кстати, хотя актеры и любители, но гонорары они получили почти профессиональные. По словам однокурсников, за два дня выступлений они заработали по 50 сомони ($6) каждый. Неплохая прибавка к стипендии в 200 сомони.
Затем я галопом пробежался по выставке музыкальных инструментов, узнав, что такое "кото" (японская цитра с 13 шелковыми струнами) и "шамисен" (лютня с длинной шейкой). Поиграть на них не удалось.
Зато на презентации "шодо" (японское искусство каллиграфии) все желающие могли взять "фуде" (кисточка) и начертать иероглифы на тутовой бумаге "ваши", пользуясь чернильным камнем "сузури". Боюсь, мои каракули смогли бы прочитать только японцы, родившиеся в Таджикистане.
Поняв, что карьера мастера "шодо" мне не светит, я решил попытать счастья в искусстве складывания бумаги в различные фигурки — всем известном "оригами". Выполнив все указания учителя-оригамоведа, на выходе я получил фигурку, точь-в-точь похожую на монстра из фильма "Чужой".
Пережить фиаско мне помогла "икебана" — традиционное искусство японской флористики. Насладившись поэзией, выраженной растениями, я вернул себе душевное равновесие и понял, что в горле очень пересохло.
Кто-то из организаторов, видимо, владел телепатией, потому что в двух шагах от меня приступили к чайной церемонии "садо". Мастера воспроизвели процесс в мельчайших деталях, пользуясь красивейшей посудой, словно вытканной из воздуха. Воду, правда, вскипятили в электрочайниках.
Японский чай оказался буквально зеленым, пенистым и непривычным по вкусу. Дегустаторы из числа зрителей выражали свои эмоции по-разному: кто-то морщился, но героически допивал, кто-то вежливо возвращал посуду после первого глотка. Одна женщина допытывалась, не опьянеет ли она от экзотического напитка. Ее назойливые опасения сподвигли меня на покупку привычной минералки.
После чая организаторы перешли к приготовлению десерта — японского рисового пирога "мочи" (ударение на первый слог). В Стране Восходящего солнца его традиционно готовят во время церемонии "мочицуки". Первым пунктом рецепта идет приготовление рисовой пасты. Для этого вареный рис засыпают в большую каменную чашу и колотят его специальным деревянным молотом. Главное при этом — не лупануть по пальцам помощника, время от времени переворачивающего рисовое месиво.
В получившееся тесто заворачивают кусочки шоколадной пасты, посыпая эти псевдопельмени рисовой мукой. Кушанье получилось пресно-сладким и вязнущим в зубах.
Борясь с кусочками "мочи" при помощи зубочистки, я попутно посмотрел выступления мастеров японских боевых искусств Будо (сюда входят дзюдо, кендо, карате и другие виды единоборств) и попытался станцевать Ава одори — уникальный танец жителей японского острова Сикоку. Объективно говоря, мои па больше напоминали танец Умирающего лебедя, причем умирающего в прямом смысле.
Возвращаясь домой в переполненной маршрутке, я прикидывал, чем заняться в родных стенах: пересмотреть любимый сериал "Блитч" или почитать Мураками. Но, в итоге, победило чувство долга — я включил свой старенький ноутбук и изложил свежие впечатления от прикосновения к прекрасной культуре Ниппона.