201-й РВБ, в составе объединенной группировки сил, была поставлена задача выполнить разведовательно-поисковые действия во взаимодействии с подразделениями Минобороны Таджикистана по поиску незаконных вооруженных формирований.
Поддержку наземным войскам оказывала армейская, фронтовая и разведывательная авиация России.
Необходимо было блокировать формирования в горной местности и, во взаимодействии с подразделениями 7-й десантно-штурмовой бригады МО РТ, уничтожить противника в указанном районе.
Для начала была проведена разведка беспилотным летательным аппаратом, после в "бой" пошел самолет разведчик. В результате, в базовом лагере был обнаружен противник, по которому был нанесен удар авиацией. После этого незаконные вооруженные формирования попытались покинуть лагерь, уходя из горных расщелин. Но 92-й мотострелковый полк провел блокирование и совместно с Минобороны республики боевики были уничтожены.
Вот так, по-военному, сухо и коротко об учениях журналистам рассказал командир 201-й военной базы Денис Лямин. Он сегодня и руководил всей операцией.
А вот так это выглядело для нас, простых наблюдателей.
Оружие к бою!
К 9 утра проконтролировать учения на полигон прибыли министр обороны Таджикистана генерал-лейтенант Шерали Мирзо и начальник Генштаба Вооруженных сил республики, первый замминистра обороны генерал-майор Эмомали Собирзода (он, собственно, и командует учениями). Здесь таджикских коллег уже ждали командующий войсками ЦВО России генерал-полковник Владимир Зарудницкий и командир 201-й РВБ Денис Лямин.
Час спустя сигналист военного оркестра, старшина Беков протрубил о старте учений.
И началось:
- Я "Дворец 51", в наших интересах работает разведчик, — первый голос по рации подал командир 201-й РВБ. — Старт 56!
- Я "Тюльпан". Есть поднять в воздух!
- Су-24 МР в воздухе.
- Я "Дворец 51", "Тюльпан", в наших интересах поднять штурмовик 24МР!
- Я "Герой 21". Взлет!
- "Герой 21" обнаружил три колонны автотранспорта высокой проходимости.
- Я "Смола-98", обнаружено две колонны автотранспорта высокой проходимости. В колоне минометчики и гранатометчики. Прошу поддержать огнем артиллерии.
- Численность базового лагеря до 2 тысяч человек.
- Я "Бронза-56" прошу поддержать огнем отделения!
…Команды ведут перекрестный огонь. Фактически под носом уже летят "Су-шки", танки выстраиваются на огневые позиции.
Бабах! — раздалось глухим эхом по холмам. Следом еще и еще.
- Самолет Су-24 нанес поражение противнику базового лагеря, — докладывают командиру.
- Противник до 20 человек, ориентир 6. Дождь-111!
- Я "Смола-98", выполняю!
- Группа пехоты уничтожена.
Шум рации, переходящий иногда на визг, взрывы снарядов бомбардировщиков, обстрел из гранатометов и танков…. Спустя минут 20 команд не разобрать. К странно подбирающемуся страху (откуда бы ему взяться, учения ведь?) примешивается чувство гордости: так вам!
Уже ничего не понимая, просто слушаешь голоса, одновременно стекающиеся в пункт командования ото всех подразделений:
- Веду бой.
- "Смола-98", Небо-111. Наблюдать!
- Обнаружены минометные секции противника. Точка-999.
- Приступаю к ведению огня.
- Рота спецназа занимает рубеж.
- Нанести поражение противнику в "огневом мешке"!
"Учения можно назвать беспрецедентными"
Несмотря на кажущуюся суматоху, думалось, что операция много раз была отрепетирована, уж больно ловко подразделения РВБ и Минобороны Таджикистана справлялись с противником. Но. Как оказалось, не все так просто. Во время всей операции командующие учениями подбрасывали командиру 201-й базы, а, соответственно, и всем участвующим подразделениям, новые вводные. Решения приходилось принимать на ходу, проводить маневры, менять местоположение.
Бомбардировщики закончили свое дело. Командир 201-й РВБ "подорвал" за собой весь присутствующий состав: начальников разведки, артиллерии и т.д.
Спустившись вниз на машинах, они отправились проверять действия спецназа, который должен зачистить место расположения предполагаемых боевиков.
… Учения, по словам Дениса Лямина, уже можно назвать беспрецедентным по масштабу действий и количеству привлекаемых сил и средств.
В состав совместной авиационной группировки вошли дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, штурмовики Су-25СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М, ударные вертолеты Ми-24 и транспортно-боевые Ми-8, самолеты транспортной авиации, а также силы и средства военно-воздушных сил Таджикистана.
Кроме этого, в учениях принимают участие мотострелковые, танковые и артиллерийские подразделения, спецназ, а также парашютно-десантные и десантно-штурмовые группы.
В случае ЧП на границе…
После учений командир 201-й военной базы выступил перед журналистами.
— Задача была выполнена. Я доволен тем, что мы выполнили на практике вопрос взаимодействия с подразделениями Минобороны Таджикистана, — говорит он. — В учениях был задействован весь личный состав 201-й военной базы, порядка двух с половиной тысяч человек.
С таджикской стороны, по словам командующего мобильными войсками РТ, генерал-майора Мирали Рахматзода сегодня принимали участие более 500 военнослужащих Минобороны.
— Министр обороны Шерали Мирзо уже дал высокую оценку нашей работе. Мы были свидетелями, что взаимодействие у нас хорошее, — говорит он.
В целом, по его словам, в учениях принимают участие более 40 тысяч человек.
В эту цифру входят и 35 тысяч резервистов, которых обучают параллельно.
— Мы призываем их, берем на учет и вот сейчас, параллельно с таджикско-российскими учениями, проводим и свое обучение резервистов, учим стрелять из разных видов оружия, — объясняет генерал Рахматзода.
Обучение резервистов национальной армии Таджикистана проходит на полигоне "Сумбула".
— Эти и таджикско-российские учения очень актуальны, учитывая обстановку, которая сегодня сложилась на таджикско-афганской границе. Мы стараемся приблизить учения к боевой ситуации, ведь всем известно, что сейчас на границе обстановка очень сложная, — сказал Мирали Рахматзода.
- Сколько времени, чтобы подтянуть силы к границе понадобится войскам Минобороны и 201-й РВБ в случае какого-то ЧП на границе?
— Порядка 6 часов и мы на своих боевых позициях. И еще трое суток для переброски дополнительных сил ОДКБ, если это понадобится.
… Нынешние учения охватывают свыше 1 тысячи километров протяженности таджикско-афганской границы. Общая же протяженность линии госграницы Таджикистана с Афганистаном составляет свыше 1,4 тысячи километров.
Учения стартовали 15 марта на полигоне "Халкаёр" Хатлонского гарнизона, 16 марта они прошли на полигоне "Мумирак", 19 марта учения завершатся на полигоне "Харбмайдон".