ДУШАНБЕ, 17 апр — Sputnik. Площадкой №1 тотального диктанта в Москве стала аудитория №137 Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Здесь москвичам и гостям столицы текст, написанный новосибирским писателем Андреем Усачевым, диктовал народный артист России Сергей Безруков.
Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал на диктанте, совершенно неожиданным образом превратившийся в театральное представление.
Умники и умницы в легендарной аудитории
В день диктанта в Москве бушевала совершенно неуместная в апреле снежная буря. В такую погоду, по правде говоря, совсем не хотелось куда-то идти и ехать. Однако грамотеи и грамотейки тянулись к зданию экономического университета взволнованной волной. Преобладали женщины. Вернее, даже молоденькие девушки. "Конечно, я хочу быть грамотным человеком, но привела меня сюда в эту непогоду харизма Сергея Витальевича Безрукова", — призналась корреспонденту Sputnik одна из девушек.
Пройдя через рамки металлоискателей, грамотеи оказывались в просторном фойе, где их технично собирали в группы девушки-волонтеры. "Не переживайте! Сейчас пойдем!"
В коридорах РЭУ невероятно легко заблудиться. Переходы старинного здания запутаны, пересекаются под самыми невероятными углами. Ряд поворотов и череда лестниц, по которым надо подниматься или опускаться на пол-этажа. Что и говорить — архитектура очень замысловата.
Девушки-студентки за столами выдавали зарегистрировавшимся участникам диктанта листы, ручки и карточки участников.
"У нас сегодня — супер-аншлаг, — рассказали девушки. — Свободные места в аудитории кончились уже очень давно, дней за десять".
Аудитория №137, в которой с минуты на минуту должен был появиться "диктатор" Безруков оказалась легендарной. И не только для университета.
"Эта аудитория раньше называлась Лекционный театр, — рассказала нам проректор по учебной работе и информатизации Ольга Гришина. — В этой аудитории не один раз выступал Валерий Брюсов. Здесь было последнее прижизненное выступление Владимира Маяковского. Он выступал перед студентами московского коммерческого института и через неделю ушел из жизни. Здесь у нас в 1980 году выступал Владимир Высоцкий".
Перед началом диктанта в аудитории наблюдался полный аншлаг. Примерно 75% составляли молоденькие девушки. Они очаровательно улыбались в объектив, делали селфи и предвкушали встречу с Безруковым. Были и юноши. Впрочем, старшее поколение тоже присутствовало. Были мамы с дочками, дамы-интеллектуалки. Пришли и дети. Самому младшему участнику диктанта оказалось 12 лет.
По статистике организаторов, больше половины участников диктанта проверяли грамотность уже не в первый раз.
Но вот летящей походкой в легендарную аудиторию вошел Сергей Безруков, и зал разразился радостными аплодисментами.
Добрый "диктатор"
Сергей Безруков, надо признать, обладает незаурядной харизмой. Он сиял улыбкой, и в зале моментально установилась совершенно обычно не свойственная образовательным мероприятиям атмосфера веселья.
"Сейчас, между прочим, самая прекрасная погода для занятий, — сообщил с трибуны артист. — В дождь и снег диктанты пишутся лучше всего". Народный артист посетовал на то, что в смс-сообщениях и соцсетях великий русский язык изрядно деградирует. А поскольку Сергей Безруков и сам часто проводит время в пространстве сетевого общения, это не могло не зарезать ему глаз. И потому он здесь. Собственно диктант начался с записи чтения текста автором — новосибирским детским писателем Андреем Усачевым. На взгляд автора этих строк — дипломированного филолога — диктант был невероятно сложным. Легкость содержания — забавный очерк из истории античных Олимпийских игр — с лихвой компенсировалась изысканностью синтаксиса. Явно подразумевалось присутствие кошмара любого грамотея — знака "точка с запятой". Подразумевались и тире, и двоеточия.
Публику сразу предупредили, что семьсот с лишним работ до завтра проверить просто не успеют. Поэтому придется набраться терпения и ждать оценок только после 20 апреля.
"Диктатор" Безруков оказался невероятно добрым. Уже на первой половине диктанта организаторы подловили Сергея Витальевича на том, что он — подсказывает. Сделали предупреждение. "Хорошо-хорошо!" — сказал артист.
И действительно — словами он больше не подсказывал. Но на то и арсенал актерских приемов, на то и театральные паузы, чтобы облегчить труд проверяющего грамотность. Безруков умудрялся мимикой изображать запятые. Разводил руки, изображая тире. В какой-то момент стало понятно, что мы присутствуем вовсе не на скучном диктанте, а — ни больше, ни меньше — на сольном спектакле. Автор этих строк прошел в своей жизни через множество диктантов. Но первый раз видел, чтобы на этом а приори невеселом мероприятии аудитория звонко и заливисто хохотала. А в исполнении Безрукова диктант выглядел именно так.
"Сейчас я пытался иногда даже подсказывать, — признался артист после диктанта. — Добрая подсказка — всегда хороша. И я старался, чтобы все это было не скучно. В этом, наверное, состоит основная задача педагога. Надо, чтобы они преподавали русский и литературу так, чтобы оторваться невозможно было. Чтобы это была игра — очень интересная. И ты действительно очень много запоминаешь в этой игре, тебе интересно заниматься этим".
Признал Безруков и то, что только что отыграл спектакль. А после диктанта артиста ожидало еще одно серьезное испытание — надо было раздать автографы для примерно семисот человек.