ДУШАНБЕ, 23 мая – Sputnik. Конституционный референдум в Таджикистане, по итогам которого действующий президент Эмомали Рахмон получает право избираться на пост неограниченное количество раз, формально закрепляет династическое правление в Таджикистане, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
По информации ЦИК Таджикистана, более 94% населения страны проголосовали за дополнения к конституции. В общее сложности на рассмотрение было вынесено более 40 поправок. Окончательные итоги референдума в Таджикистане будут озвучены до 1 июня, пообещали в ЦИК.
Закрепление династического правления
Прошедший накануне в Таджикистане третий референдум (после референдумов 1999 и 2003 годов) продолжает одну линию – на укрепление властной вертикали, укрепление возможности Эмомали Рахмона и его семьи управлять страной и дальше, считает начальник отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
"По сути дела, этим референдумом Таджикистан формально законодательно окончательно закрепил династическое правление в стране. Теперь на следующих президентских выборах может выставить свою кандидатуру без всяких проблем действующий президент, в соответствии со снижением возрастного ценза может участвовать и его старший сын. И результаты этого участия, если не случится какое-нибудь форс-мажорное событие, связанное с внешними факторами или внутренними проблемами, предсказуемы. Если была раньше в историческом периоде Таджикистана, к чему сейчас апеллирует официальная таджикская история, династия Саманидов, то сейчас будет династия Рахмонидов", — сказал Грозин в беседе с РИА Новости.
По словам эксперта, здесь Таджикистан абсолютно неоригинален. Грозин напомнил, что в Казахстане действующий президент тоже получил законодательно закрепленную возможность избираться неограниченное число раз.
"В Туркмении этот вопрос вообще не стоит. В Узбекистане — другая ситуация, там таких норм в законе о выборах нет. Но все действующие президенты Центральной Азии избираются многократно, а если этому мешает конституция, то эти нормы правятся такими референдумами", — добавил он.
Эксперт также уверен, что протестов в связи с запретом создавать партии религиозного и националистического характера в Таджикистане не будет.
"Единственную на постсоветском пространстве партию на религиозной основе – Партию исламского возрождения Таджикистана — запретили еще в конце прошлого года, и никаких протестов это не вызвало. Внутри страны, конечно, растет протестный потенциал, но это происходит очень медленно. Во-вторых, таджикское общество до сих пор очень серьёзно травмировано опытом гражданской войны в этой стране, которая закончилась в 1998 году. Люди реально не хотят никаких гражданских беспорядков, повторения чего –то, что могло бы привести страну к очередному внутреннему кровопролитию. Власть пользуется этим страхом и активно его использует, насаждая мнение о том, что если попробовать что-то изменить в политической системе, то на выходе получите гражданскую войну", — пояснил Грозин.
Потенциал для дестабилизации
Итоги референдума в Таджикистане в краткосрочной перспективе не приведут к изменениям, однако создают возможность для накопления в обществе негативных настроений, которые в долгосрочной перспективе могут привести к дестабилизации ситуации в стране, считает заместитель гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев.
"По большому счету, в Душанбе ничего нового не придумали. Это такая тенденция, которая была заявлена в Центральной Азии на протяжении последних двадцати лет. К чему это приведет — для Таджикистана это вопрос открытый просто потому, что в длительной перспективе такая модель упирается в тупик дальнейшей передачи власти", — сказал эксперт в беседе с РИА Новости.
По словам Караваева, действия таджикистанского руководства по укреплению власти, в конечном счете, могут дать обратный эффект. "С одной стороны, такие решения направлены на повышение стабильности, но при этом эти же действия накапливают потенциал противодействия уже в исторической перспективы", — отметил специалист.
"Если у правящей группы нет возможности легитимным образом отказаться от тех политических ресурсов, которые есть у нее в руках, и при этом демонстрируется попытка на максимальный период времени зафиксировать этот контроль, то получается, что противодействие со стороны общества со временем будет только нарастать", — объяснил эксперт.
В случае с Таджикистаном, по мнению Караваева, все будет зависеть от того, с какой скоростью будут развиваться эти процессы.
"Возможно, что на краткосрочную и среднесрочную перспективу итоги референдума никак не повлияют, но в долгосрочной перспективе различного рода негативные настроения будут подрывать стабильность и будут направлены на изменение установленного порядка", — заключил специалист.