Группа Baraka: Латвия на границе Памира

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskyДевика перед тем, как освоить "стик-бас", играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотичных восточных языках
Девика перед тем, как освоить стик-бас, играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотичных восточных языках - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Группа Baraka - явление удивительное для латвийского климата, а музыканты коллектива стали чуть ли не национальными героями Центральной Азии. Baraka знают в РТ, где, кстати, музыканты выступали по специальному приглашению.

ДУШАНБЕ, 23 мая — Sputnik. Самый экзотический музыкальный коллектив страны празднует выход юбилейного десятого альбома, где, как и прежде, одновременно звучат классический европейский джаз, этнические музыкальные инструменты Индии, арабского мира и Латинской Америки, а вокалистка Девика поет на древнейших диалектах фарси, сообщает Sputnik Латвия.

Тайна двух барабанов

Группа Baraka — явление удивительное для латвийского климата. Само ее название — арабское слово, обозначающее "благословение". На дисках первых альбомов группы ее название даже не писалась — обозначалось мистическим суфийским знаком из трех точек. Тогда в группе звучала вполне себе европейская скрипка, а экзотики добавляли индийские традиционные инструменты, на которых играл перкуссионист Дмитрий Евсиков.

Дмитрий Евсиков: то, что мы увидели в Таджикистане, нет на Discovery

К тому времени у него уже был довольно внушительный комплект всевозможных стучалок-гремелок-шуршалок. Но особенно он любил играть на барабанах табла, где всегда два инструмента: один — это мужской "голос", второй — женский. Индусы говорят: два барабана звучат — как мужчина с женщиной говорят.
Сам Дмитрий, никогда до того не бывая в Индии, полюбил ее музыку всем сердцем по записям классических исполнителей. А учился играть в Риге — например, когда из Индии приезжали знаменитые музыканты, и потом уже сам совершенствовался. Инструменты заказывал, конечно, в Индии, и их ему присылали по почте — в огромных ящиках, где барабаны были в ворохе опилок и соломы, а пахли так, словно ехали прямо до Латвии на слонах.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskyДмитрий Евсиков играет на любимых барабанах табла
Дмитрий Евсиков играет на любимых барабанах табла - Sputnik Таджикистан
Дмитрий Евсиков играет на любимых барабанах табла

Душа инструмента

Первый индийский барабан попал в руки Дмитрия году в 1995-м. Теперь у Дмитрия уже чуть ли не все виды индийских народных инструментов (барабаны табла, дхолак, дхол и мридангам; канжира — маленький бубен, обтянутый кожей змеи; большие бубны — дафф), плюс к тому — арабские (например, керамические барабаны дарбуки — от обычных звонких до большого басового) и множество латиноамериканских (конго, бонго и еще миллион всего разного). И все они активно участвуют в записях и на концертах Baraka.

Инструменты — профессиональные, ручной работы и живые: у каждого есть душа и свой музыкальный дух.

К инструментам Дмитрий не разрешает никому прикасаться, а иначе те не просто обижаются, но могут и сломаться.

Музыкант рассказал, что дал как-то раз знакомому сделать пару легких ударов по дарбуке, а после концерта порвался чехол и инструмент выпал на асфальт, а потом у барабана лопнула кожа — тонкая мембрана на керамическом корпусе.

Песня из мистического прошлого

Девика — дочь Дмитрия тоже стала необычным музыкантом, и даже имя ее необычное. Дмитрий давно любит творчество индийского поэта Рабиндраната Тагора, внучатая племянница которого Девика Рани стала женой Святослава Рериха. Дмитрию очень понравилось имя Девика — так и назвал дочь.

Петь Девика начала в восемь лет, ходила в школу русской народной музыки "Каданс", а сейчас закончила уже третий курс Латвийской музыкальной академии, отделение оперного вокала. Но только в Baraka Девика поет не европейскую классику, а композиции на древних восточных языках: на фарси, восточно-иранском — шугнанском, пушту и дари (на нем говорят в области, где сходятся Таджикистан и Афганистан).

Дмитрий с дочерью ездили в Петербург, где живет немало музыкантов из Таджикистана. Там путешественник, исследователь Востока Сергей Завьялов приобщил их к Памиру, где до сих пор говорят не просто на фарси, но на его древнейших, архаичных формах.

Потом музыканты познакомились с творчеством группы "Шамс" (с фарси — солнце) и записями живущего теперь в Германии памирца Олега Фезова. Узнали и о великом музыканте прошлого века — Мирзошоеве Муборакшо, автору многих композиций группы "Шамс", а позднее выпустили альбом, посвященный ему — Tribute to Muboraksho.

Девика захотела сама научиться петь на этих экзотических языках.

В этом помогал добрый друг Саид Ошурбеков, трагически погибший неделю назад: присылал тексты песен на фарси, делал их русскую транскрипцию, объяснял — как и где ударения ставить, как правильно звуки произносятся.

"А отдельная статья — это письменность! Это сейчас в Таджикистане пишут и кириллицей, и вязью. Но Девика хотела, чтобы в песнях Baraka звучали тексты, написанные еще в XI веке. Где найти учителей? В Прибалтике, да и вообще в Европе — невозможно. Уроки Девике давали жители разных регионов Таджикистана — через Skype", — рассказывает Дмитрий Sputnik.

И в итоге группа Baraka с Девикой стали чуть ли не национальными героями Средней Азии. Baraka знают и в Узбекистане, и в Таджикистане, где, кстати, музыканты выступали три года назад: их специально пригласили — и оказывали массу почестей.

© Sputnik / Evgeniy LeshkovskyДевика перед тем, как освоить "стик-бас", играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотических восточных языках
Девика перед тем, как освоить стик-бас, играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотических восточных языках - Sputnik Таджикистан
Девика перед тем, как освоить "стик-бас", играла на простой бас-гитаре – и пела на экзотических восточных языках

Джазовый след на границе Афганистана

В 2015 году Дмитрий снова поехал в Таджикистан — в небольшую этническую экспедицию, опять был на Памире. Его пригласили на домашний концерт группы Samo (в переводе — небо, или экстаз), которая исполняет древнейшую, на сто процентов аутентичную, суфийскую музыку Горного Бадахшана (область Памира на границе Таджикистана и Афганистана — ред.). Эти музыканты — наследники огромных традиций игры на национальных инструментах, такие знания передаются из поколения в поколение.

Музыканты группы живут на Памире, но выступают и в Европе, и в Америке, где этническая музыка становится все популярней: даже большие залы, как правило, переполнены и билеты раскупаются заранее.

Тот концерт закончился, и музыканты подарили Дмитрию свой альбом, а он пообещал — ответим достойно. И вот только что вышел альбом — Samo Remix. Он десятый по счету у группы.

Baraka превратила композиции памирцев в 14 миксов архаичного Востока с джазом. Девика в этом альбоме играет на уникальном инструменте стик-бас (сhapman stick). В инструменте соединены гитара и бас-гитара, музыкальный диапазон огромен, приближается к фортепианному. В Латвии стик-бас купить невозможно, да даже в Европе таких инструментов с десяток.

А перед этим у Baraka вышел не менее экзотический альбом, в нем уже афганская музыка — и не только с джазом, но и с рэпом. Жил когда-то в Афганистане прекрасный певец Ахмад Захир, которого называли "афганским Элвисом Пресли". Он исполнял в современной обработке песни на стихи средневековых суфийских поэтов.

"Мы, коль уж изучаем музыкальные традиции того региона, решили поработать с песнями великого Ахмада Захира, но только перепеть их в стиле рэп. В записи участвовали две вокалистки: Девика и таджичка из Швейцарии Зарина Таджибаева, которая специально для этого приехала в Ригу. Также для нас начитывали тексты еще и десять таджикских рэп-исполнителей. Мы год работали над альбомом", — рассказывает Дмитрий.

С Зариной Таджибаевой музыканты тогда отлично сработались и позднее подготовили еще один альбом. Это персидские песни из регионов Таджикистана, Афганистана и Ирана, посвященные женской любви — к мужчине.

В новом, юбилейном альбоме, как и почти во всех остальных, все будет на волне джаза: ведь в группе играют одни из лучших в Латвии музыкантов: Денис Пашкевич, Артем Сарви, Виктор Ритов, Мадарс Калниньш, Вилнис Кундратс, Артур Кутепов, Янис Амантов, Егор Ковайков, Райво Сташанс, Нормунд Пиесис и учитель Девики по бас-гитаре — Зигмунд Жуковский.

Между прочим, все они уже несколько лет как национальные музыкальные герои Памира, где живут прекрасные люди, чудом сохранившиеся на просторах беспокойного XXI века.

Video Player is loading.
Текущее время 0:00
/
Duration 0:00
Загрузка: 0%
Прогресс: 0%
Тип потока LIVE
Оставшееся время -0:00
 
1x
Группа Baraka: Латвия на границе Памира
0:40
Лента новостей
0