ДУШАНБЕ, 3 июн — Sputnik, Мария Шелудякова. В повестку вероятной встречи президентов Узбекистана и Таджикистана в рамках саммита ШОС войдут множество актуальных и вполне решаемых при взаимном стремлении вопросов, считает эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии, востоковед Александр Князев.
В частности, Каримов и Рахмон могут обсудить транзит грузов для Таджикистана через территорию Узбекистана и авиасообщение между Душанбе и Ташкентом.
Ранее в таджикских СМИ появились сообщения, что в Ташкенте могут состояться первые с сентября 2014 года переговоры на высшем уровне. Политолог смотрит на возможную встречу без особого оптимизма.
"Есть один, как минимум, вопрос, по которому позиции сторон непримиримы в обозримой перспективе. Это вопрос строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС, с которым Узбекистан никогда не согласится", — подчеркнул Князев.
Факторы, повлиявшие на ухудшение отношений между двумя странами, берут начало с развала СССР и гражданской войны в Таджикистане, где Узбекистан вместе с Россией принимал прямое военное участие, не допустив расползания таджикского конфликта по региону, отметил политолог, добавив, что по настоящее время территория Таджикистана остается для Узбекистана проблемной.
"Один простой пример: 80% наркотиков афганского происхождения, задерживаемых на узбекистанской территории, попадают в РУз не напрямую — через узбекско-афганскую границу, — а транзитом через сопредельные Таджикистан и Киргизию. В Киргизию наркотики, кстати, тоже следуют через Таджикистан", — сказал востоковед.
По словам эксперта, в вопросе демаркации и делимитации государственной границы Таджикистана с Узбекистаном стороны подошли к той черте, когда, выражаясь словами бывшего министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, уже надо "резать по живому".
"Не демаркированные участки государственной границы проходят через населенные пункты, что намного усложняет решение данной проблемы. Вопрос этот волнует и Душанбе, и Ташкент, поэтому по нему ищутся решения, работа носит вполне конструктивный характер", — добавил Князев.
Краеугольным камнем остается строительство Рогунской ГЭС — в Таджикистане уже много лет этот вопрос чрезвычайно политизирован, строительство этой ГЭС возведено в ранг чуть ли не национальной идеи, узбекские власти категорически против. Эксперт считает, что вопрос в пользу строительства вообще не решается и задевает интересы не только Узбекистана, но еще и Туркмении и Афганистана.
Князев подчеркнул, что решение проблемы есть — таджикская сторона могла бы отказаться от устаревшего советского проекта, создававшегося в условиях одной страны и под централизованное управление, и разработать программу решения вопросов энергетики путем строительства сети малых и средних ГЭС.
"Думаю, что и в ближайшей перспективе, и в последующем, никакое руководство Узбекистана на такое строительство согласия не даст. Строительство гигантских ГЭС в Центральной Азии — это тупиковый путь, что только подчеркивается абсолютным отсутствием под эти ГЭС каких-либо инвесторов. В последние дни 2015 года было аннулировано межправительственное соглашение между Россией и Киргизией по сходному проекту строительства Камбаратинской ГЭС в КР. Душанбе ищет инвесторов — после такого же отказа российской стороны от участия в строительстве Рогунской ГЭС — с сентября 2007 года", — объяснил политолог.
По его мнению, водно-энергетическая проблема в Средней Азии носит транснациональный, межстрановый характер и любой внешний инвестор, который будет действовать без учета интересов всех стран региона, объективно будет способствовать росту конфликтности и, помимо иного, ставить под угрозу и собственные интересы.
"Любой гипотетический инвестор в названные ГЭС мгновенно оказывается в состоянии конфликта со странами нижнего течения Амударьи и Сырдарьи: не только Узбекистаном, но и Казахстаном — по Сырдарьинскому бассейну, и Туркменистаном — по Амударьинскому бассейну, де-факто выступающими против подобного строительства", — заключил эксперт.
В Москве хватает понимания того, что в регионе нельзя становиться на сторону одного из участников подобных конфликтов, заявил Князев, добавив при этом, что искушение использовать этот фактор в политических целях еще недавно было очевидно.
"Таджикистан — стратегический союзник России, участник ОДКБ. Но Узбекистан — также стратегический союзник России, имеющий с ней подписанный в ноябре 2005 года Договор о союзнических отношениях между двумя странами, предусматривающий, в том числе, взаимопомощь в случае внешней агрессии против одной из сторон", — объяснил он.
Политолог уверен, что в этой ситуации единственно возможной и верной для России является равновзвешенная политика, исключающая возникновение ситуаций выбора по принципу "или-или", которая, собственно, Москвой уже много лет и осуществляется.
На вероятной встрече лидеры двух государств могут поднять несколько важных вопросов.
Прежде всего, это вопрос транзита грузов для Таджикистана через территорию Узбекистана, исключая грузы для строительства той же Рогунской ГЭС.
Во-вторых, это вопрос авиасообщения между Душанбе и Ташкентом, который время от времени вроде бы сдвигается с мертвой точки, но авиасообщение отсутствует с 1992 года по сей день и все, кому необходим такой перелет вынуждены передвигаться транзитом через Алма-Ату, Бишкек, а есть случаи, когда и через Москву.
"Есть взаимная заинтересованность в строительстве очередной ветки китайского газопровода из Туркмении, Узбекистан рассчитывает, помимо транзита через свою территорию, дополнять туркменский газ своими объемами, а Таджикистан надеется на то, что это обеспечит ему бесперебойное газоснабжение. Есть гуманитарные вопросы, между гражданами двух республик существует ошеломляющее количество родственных и человеческих связей", — добавил Александр Князев.