ДУШАНБЕ, 14 июн — Sputnik. В нынешнем году Содружество Независимых Государств отмечает 25-летний юбилей.
Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев ответил на вопросы Sputnik.
- В декабре этого года мы предполагаем отметить 25-летие с момента создания СНГ. 25 лет — зрелый возраст. Это время расцвета, когда ошибки становления остались позади, и есть понимание, в каком направлении необходимо развиваться дальше. Что представляет собой Содружество сегодня?
— В человеческой жизни четверть века — весьма существенная часть биографии. С исторической же точки зрения — это не так уж и много. Но вы правы, за этот сравнительно небольшой исторический период СНГ прошло сложный путь становления, поиска оптимальных форм сотрудничества и межгосударственных отношений и утвердило себя в качестве интеграционного объединения, обеспечивающего развитие взаимодействия государств, входящих в Содружество.
Один из главных итогов работы СНГ — это формирование условий для эффективного взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства — участника. Созданы необходимые организационные и правовые основы деятельности Содружества, совершенствуется договорно-правовая база сотрудничества, образованы и в целом успешно работают уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ.
СНГ сегодня — это региональная межгосударственная организация, которая имеет сбалансированную программу совместных первоочередных и перспективных действий, направленных на сохранение и развитие широких многосторонних связей в целях обеспечения стабильного и динамичного социально-экономического роста одиннадцати государств Содружества.
К числу основных рабочих органов Содружества относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет. Возглавляют эти органы в течение года представители одного государства-председателя. В нынешнем году председательство в Содружестве осуществляет Кыргызстан.
Исполнительный комитет СНГ, который я возглавляю, является единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества Независимых Государств.
К числу важных межгосударственных структур относятся также Межпарламентская Ассамблея СНГ, Статистический комитет СНГ, Антитеррористический центр СНГ и ряд других органов сотрудничества.
- Подводя итоги 25-летия существования СНГ, скажите, какими достижениями, на ваш взгляд, можно гордиться?
— В истории становления Содружества были проблемные моменты, но есть немало и того, чем можно гордиться. Ограничусь лишь двумя примерами — из начального периода существования организации и из совсем недавнего прошлого.
Многосторонние соглашения, заключенные в начальный период существования Содружества, позволили обеспечить нормальную работу столь необходимых для повседневной жизни миллионов людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта, связи и энергетики, сохранить возможность беспрепятственного перемещения на постсоветском пространстве.
Второй пример недавний. 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. Этот важнейший документ оказывает позитивное влияние на развитие сотрудничества государств Содружества в экономической сфере. Подчеркну, что этот договор не только способствует укреплению конкурентоспособности экономик государств СНГ, но и дает им возможность успешно интегрироваться в международную торговую систему. В Исполкоме СНГ идет постоянный мониторинг выполнения положений Договора о ЗСТ. Результаты в целом позитивные.
- Будет ли реформироваться организация, и если да, то как?
— Все течет, все изменяется — справедливо утверждали древние философы. Содружество — не застывший монолит. Идет непрерывный процесс совершенствования работы организации, повышения ее эффективности.
Содружество Независимых Государств тут не исключение. Обновление является логичным и естественным. Складывающиеся условия внутренней и внешней обстановки требуют отказа от устаревших и неэффективных органов и методов работы и одновременно стимулируют появление новых институтов и структур. Об этом мы говорили на апрельском заседании Совета министров иностранных дел и на заседании Экономического совета СНГ 27 мая. Эти вопросы будут обсуждаться и на предстоящем осенью нынешнего года заседании Совета глав государств СНГ.
— За 25 лет политический, экономический вектор развития многих стран СНГ сильно поменялся. Грузия вышла из Содружества, Украина развернулась на Запад, Азербайджан зачастую ищет поддержку у Турции, страны Центральной Азии активно интегрируются с Китаем. Не напоминает ли вам СНГ в его нынешнем состоянии героев басни Крылова "Лебедь, рак и щука"? Может быть, настал момент отпустить бывшие республики СССР, которые еще находятся в орбите России, и предоставить им возможность развиваться самим?
— Участие в Содружестве отнюдь не накладывает на страны-участницы запрет на самостоятельное развитие отношений с окружающим миром. Напомню, что СНГ — организация без наднациональных органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые в данный момент наиболее отвечают ее национальным интересам. Такая гибкая конструкция позволяет достаточно эффективно структурировать межгосударственные отношения в рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения. "Совместно" — здесь ключевое слово.
А слово "отпустить" мне не кажется в этом контексте корректным. В СНГ нет командира и подчиненных. Тут нет армейской иерархии, не отдаются команды.
Каждый берет на себя те или иные обязательства, исходя из своего понимания национальных интересов.
На мой взгляд, участие в работе СНГ полезно для всех стран-участниц. Замечу попутно, что Грузия, выйдя из состава СНГ по политическим соображениям, сохранила свое участие в нескольких десятках экономических соглашений, заключенных в рамках Содружества.
Что касается, как вы сказали, "нахождения бывших республик СССР в орбите России", то я бы внес уточнение: географически и исторически все постсоветские государства находятся в орбите друг друга, и вполне логичным и естественным является сохранение и развитие взаимовыгодных добрососедских связей. Иные действия неразумны и контрпродуктивны. Содружество Независимых Государств сегодня остается как раз той организацией, в рамках которой обсуждаются и решаются многие вопросы многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве.
- Ряд экспертов считают, что объединения в рамках какой-либо организации, будь то ЕАЭС, ОДКБ, ШОС или СНГ, сегодня носят исключительно характер маркировки "кто с кем дружит". Так ли это? Как складываются отношения между СНГ и другими постсоветскими объединениями?
— Собственно говоря, любое объединение, если оно построено на условиях добровольности, предполагает конструктивные взаимоотношения участников. Но создаются объединения все же для решения определенных задач в интересах всех участников, а не для установки этого, как вы говорите "маркера".
Среди обширного перечня функций СНГ выделю одну весьма важную: Содружество стало уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Иной структуры, позволяющей главам одиннадцати государств Содружества в рабочем режиме оперативно решать многие сложные вопросы, попросту не существует.
Замечу, что помимо участия в плановых официальных мероприятиях лидеры стран СНГ ежегодно проводят еще несколько неформальных встреч, принимающих форму доверительных разговоров о наболевшем. На таких встречах порой весьма эффективно решаются самые запутанные вопросы. Кстати говоря, лидеры государств Содружества неоднократно отмечали востребованность этого инструмента взаимодействия, необходимость дальнейшего укрепления СНГ, развития равноправного, взаимовыгодного и учитывающего взаимные интересы сотрудничества государств Содружества.
Если говорить о других организациях, то как в Евразийский экономический союз, так и в Организацию Договора о коллективной безопасности входят только государства СНГ. Эти объединения выросли из СНГ и на базе Содружества. В ЕАЭС вошли те государства, которые оказались готовы к более высокой степени экономической интеграции, а в ОДКБ — те, кто счел целесообразным теснее объединить усилия в целях обеспечения взаимной безопасности. Так что отношения между всеми названными организациями (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС) вполне конструктивные.
То же самое можно сказать об отношениях СНГ и ШОС. Напомню, что в работе Шанхайской организации сотрудничества в той или иной степени участвуют восемь государств СНГ. Регулярно проводятся встречи высших административно-должностных лиц ОДКБ, СНГ и ШОС. В ходе таких встреч идет согласование планов совместных мероприятий, обмен информацией о приоритетных направлениях деятельности. Обсуждаются вопросы, касающиеся укрепления безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам, миграционной политики, информационного обеспечения деятельности организаций и практики их взаимодействия.
- Каковы главные вызовы СНГ на сегодняшний день? И какие ближайшие задачи стоят перед Содружеством?
— Если вести речь о масштабных вызовах, с которыми мы имеем дело сегодня, то они те же, что и у остальной части мирового сообщества. Это и кризисные явления в экономике, и экологические проблемы, и демографические — всего не перечислить. Назову один из самых опасных геополитических вызовов всему человечеству — международный терроризм. Успешно противодействовать ему можно только сообща, объединяя усилия государств на ключевых направлениях.
Государства СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом как одну из важнейших задач обеспечения своей национальной безопасности и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия в этой сфере.
Что же касается ближайших задач Содружества, то они четко сформулированы в ряде документов, принятых руководителями государств СНГ. К примеру, в нынешнем году началось выполнение Плана мероприятий по реализации третьего этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.
Работа органов отраслевого сотрудничества СНГ будет направлена на дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества на основе функционирования зоны свободной торговли, развитие рынков услуг, труда, взаимодействие в валютно-финансовой сфере с расширением использования национальных валют государств Содружества во взаиморасчетах.
Большое внимание будет уделено повышению эффективности использования материальных и природных ресурсов и энергосбережению, а также развитию транспорта, энергетики, промышленности, агропромышленного комплекса.