НЮансы таджикской живописи, или творчество, свободное от одежды

© SputnikКартина Муривата Бекназарова
Картина Муривата Бекназарова - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Сегодня вид обнаженного тела на картине или фотографии уже никого не удивляет. Порой "интимные" темы просто лезут нам в глаза и зашкаливают даже там, где, казалось бы, их не должно быть вовсе. При этом масштабы "дозволенного" значительно расширились.

ДУШАНБЕ, 20 июн — Sputnik. То, что еще вчера было запретным или постыдным, сегодня открыто и востребовано. И в связи с этим некоторые приравнивают любое изображение обнаженной натуры к порнографии. Однако нагота не всегда является пошлой и неуместной, она может быть красивой, нежной и почти невинной.

Без одежды, но без пошлости

Красота женского тела всегда была желанным объектом для художников всех времен. А жанр Ню в живописи начался еще с изображений мифических героев.

Премия СНГ Звезды Содружества. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Изобретатель и художник из РТ номинированы на премию СНГ

В те времена художники воплощали свои представления об идеальной женской фигуре. Если в эпоху возрождения картины несли смысловую нагрузку, то в эпоху барокко художники стремились как можно более сильно передать нежность и чувственность женского тела.

Ню, что с французского языка переводится как "обнаженный" — это полноценный художественный жанр, причем не только в живописи, но и в скульптуре, и даже в кино. Ню — это изображение красоты человеческого тела. Один из самых сложных, загадочных, тонких, тактичных и удивительных стилей, который отражает природную красоту, изящество и гибкость.

Таджикский художник Муриват Бекназаров пишет картины уже много лет. И среди его колоритных и философских полотен можно найти не одну работу в жанре Ню. И о каждой он может рассказывать часами.

"Красоту может почувствовать не каждый, а рисунком ее можно передать всем. И в данном случае одежду я рассматриваю как фантик, который может скрывать какие-то шероховатости фигуры. Но в этом-то и прелесть. Все мы разные, но каждый по-своему красив. И то, что ускользает от глаз среднестатистического человека, может быть ловко подмечено человеком творческим. Одежда — она как ширма, скрывающая естественную красоту, которой не зачем стыдиться. Жанр Ню — это искусство!", — считает художник.

И именно в этом стиле, по словам многих экспертов, особенно очевидно проявляется мастерство художника и его умение изобразить на холсте не просто обнаженного человека, а создать образ, запоминающийся и вызывающий эстетическое и нравственное наслаждение.

Обнажая тело, обнажаем чувства.

© SputnikКартина Муривата Бекназарова
Картина Муривата Бекназарова - Sputnik Таджикистан
Картина Муривата Бекназарова

Некто однажды спросил Пикассо, где он проводит линию между сексуальностью и искусством, и тот ответил: "Это одно и то же. Искусство может быть только эротичным".

По словам Муривата Бекназарова, одежда это то, что может создать образ человека.

"Но разденьте его, и перед вами может предстать совершенно иная личность, — подчеркивает он, — истинная, естественная. И тогда может состояться немой диалог между художником и натурщицей. И диалог этот будет ясен зрителю, который сможет получить эстетическое удовольствие, созерцая картину в стиле Ню".

В жанре Ню некоторое время работала и Ирина Ванн, которую мы уже по праву можем считать также нашей, таджикской художницей. Её понимание данного стиля неразрывно связано с понятием нравственности.

"Ведь если говорить об искусстве прошлого, то в ту же эпоху Возрождения образ женщины олицетворял собой обнаженную мировую душу. Красной нитью в подобных работах живописцев проходила тема обнаженной истины, и основной идеей было пробуждение чувств священных, а не плотских. А вот в настоящее время люди, именующие себя художниками, на самом деле творят псевдоискусство", — сетует Ирина Ванн.

В Москве представят картины таджикских художников
Она таковых считает жалкими ремесленниками, у которых нет своего мира, которые не занимаются воспитанием своей души.

"А ведь это основополагающие моменты в творчестве. Необходимо расширять свое сознание. Кто-то приходит к этому через медитации, другие — через молитвы. У каждого свой путь, главное, чтоб в итоге человек понял, что настоящее искусство должно выполнять ту же задачу, что и религия: возвышать, воспитывать, пробуждать совесть (что есть весть свыше). А что мы имеем в настоящем? Беспардонное тиражирование женского тела, которое нельзя воспринимать как искусство, которое приводит к душевной пустоте", — говорит Ванн.

Среди ее работ есть картина "Дух солнечного утра". Кто-то, возможно, усмотрит в ней стиль Ню. Однако сама художница говорит о работе исключительно в жанре символизма. И обнаженная натура на холсте есть не что иное, как символ света.

"Живопись — это взгляд на мир глазами сердца. И мое сердце видит этот дух именно так", — подытоживает Ирина Ванн.

Смелое искусство и робкая реакция

В декабре 2012 года в государственной галерее изобразительного искусства в турецком городе Эскишехир посетители выставки обнаружили часть картин снятыми и положенными на пол изображением вниз. Оказалось, что на всех них была изображена обнаженная натура кисти современного художника Эмина Гулорена. Позже выставка была закрыта вовсе.

Интересно, как бы отреагировали жители нашей страны на выставку в жанре Ню?

"К сожалению, сейчас в Таджикистане большинство людей не способно отличить фантики от настоящего искусства, — сетует художник Муриват Бекназаров. — Если в советское время выставки работ в жанре Ню проходили повсеместно, и публика выдавала на них адекватную реакцию, то сейчас этого не будет. Понимаете, сейчас в детях не прививают любовь к искусству, не формируют их творчески, не учат их воспринимать прекрасное".

Вопреки бытующему стереотипу о том, что советская живопись отличалась особым пуританством, жанр Ню, хоть и имел особую социальную окраску, в это время был довольно популярен благодаря таким художникам, как Гремитских, Гордон, Рубинтштейн и Седов.

Сейчас, по мнению Бекназарова, в Таджикистане не имеет смысла развивать это направление и тем более устраивать художественные выставки в этом жанре, просто потому что больше нет той культуры, люди не поймут.

© SputnikКартина Муривата Бекназарова
Картина Муривата Бекназарова - Sputnik Таджикистан
Картина Муривата Бекназарова

Ирина Ванн также считает, что Таджикистан — не лучшая площадка для подобного творчества, но аргументирует свое мнение несколько иначе.

"Выставка картин в данном жанре может оскорбить чувства представителей многих конфессий в Таджикистане. Да, может в советское время подобные работы и демонстрировались. Но мы ведь не можем исключать тот факт, что они были навязаны извне", — полагает она.

Многовековая история и религия, они гораздо сильнее любого искусства. И если исторически сложилось так, что люди в нашей стране против подобного стиля, то не стоит его насильственно внедрять, и выносить на всеобщее обозрение.

Обнаженное женское тело — это очень интимная сфера. Это то, что женщина старается скрыть на инстинктивном уровне. И не зря. Ведь одежда она лишь увеличивает значимость того, что под ней скрывается. В женщине должна быть загадка, — уверена она.

Красота женского тела, по словам мастера кисти, не должна выставляться напоказ. Это как с солнцем — все нуждаются в его тепле, но долгий взгляд на солнце может привести к слепоте зрительной, а на оголенное женское тело — к слепоте душевной.

© SputnikКартина Муривата Бекназарова
Картина Муривата Бекназарова - Sputnik Таджикистан
Картина Муривата Бекназарова
Лента новостей
0