ДУШАНБЕ, 11 июл — Sputnik. С 1 июля в Таджикистане вступил в силу закон, запрещающий браки между близкими родственниками и закон об обязательном медицинском обследовании брачующихся.
Не нарушают ли эти поправки права человека и смогут ли они сломать вековые традиции, Sputnuk Таджикистан объяснили эксперты.
Указанные поправки были внесены в закон о регистрации актов гражданского состояния и Семейный кодекс республики. В соответствии с ними в Таджикистане в брак запрещается вступать двоюродным братьям и сестрам, а также дядям и тетям со своими племянницами и племянниками.
Также обязательно теперь прохождение медицинского освидетельствования перед браком. Оно будет бесплатным. В случае выявления у кого-либо из молодой пары инфекционных заболеваний, он (она) должны будут пройти курс лечения, и только после полного выздоровления им разрешат вступить в брак.
По данным Минздрава, в республике зарегистрировано более 26 тысяч детей-инвалидов, 35% из которых — дети из семей, где женаты близкие родственники, и от 10% до 20% — это дети родителей с инфекционными заболеваниями.
Запреты не изменят ситуацию?
Традиция женить детей на близких родственниках очень широко распространена в Таджикистане, причем во всех регионах, но чаще всего, конечно, это происходит в сельских районах.
По мнению экспертов, люди на таджикском селе настолько безграмотны, что правительству просто приходится принимать такие жесткие законы, бороться как-то иначе с некоторыми традициями невозможно. Однако, по мнению экспертов, эти законы все же вряд ли изменят ситуацию, по крайней мере, на селе.
И для этого, по мнению, врача-терапевта Анвара Хокимова, есть несколько причин.
"Первая и сейчас самая важная — экономическая причина. Все деньги, хозяйство, недвижимость должны храниться в семье — это сложилось веками. Сейчас же большинство населения живет в бедности, нет денег, чтобы еще и последнее отдавать на сторону. Кроме того, это стало более актуально еще и в связи с тем, что в стране увеличивается количество разводов", — говорит он.
Вторая причина, по мнению доктора, заключается в том, что в сельской местности до сих пор многие браки не заключаются в загсах, только никах.
"Я сам долгое время работал в районной больнице, я знаю, как это происходит, — говорит Хокимов. — Не нужно им разрешение на брак, некоторые годами живут в никахе и регистрируют брак только при необходимости. Контролировать процесс сложно, почти невозможно.
Но самой серьезной причиной, по его мнению, является "тотальная безграмотность".
"Безграмотность как общая, так и сексуальная. Возраст, когда девушки и юноши начинают заниматься сексом, снижается во всем мире и у нас тоже, — говорит доктор, — но они так и не имеют понятия о презервативах или иных методах контрацепции, кроме как другие виды секса. Кстати, это еще одна проблема, которой не уделяют должного внимания, хотя при других видах секса риск заражения инфекционными заболеваниями гораздо увеличивается. С безграмотностью бороться много сложнее, чем просто запретить жениться родственникам и обязать всех к медобследованию. Поэтому я думаю, что такие запреты не смогут сократить количество детей-инвалидов, рожденных из-за родственных браков или детей с инфекционными заболеваниями, доставшимися от безответственных родителей.
"Я не смогла его простить, что он стал убийцей собственного ребенка"
По словам директора Ассоциаций НПО по гендерному равенству, социолога Аллы Кувватовой, в кризисные центры все чаще обращаются женщины, у которых рождаются дети с различными отклонениями и эти дети рождены в родственных браках.
Другой причиной болезни детей, по ее словам, являются заболевания, передающиеся половым путем, а также ВИЧ/СПИД. Эта проблема появилась уже в наше время, с ростом трудовой миграции.
Столкнулась с ней и Зарина, чей муж заразил ее и их ребенка этой болезнью.
"Нас поженили родители в 2010 году, я его не знала до замужества, он наш родственник, но правда дальний, — говорит Зарина. — После свадьбы он сразу же уехал в Москву работать таксистом".
Через четыре года, когда Бадриддин в очередной раз вернулся с заработков домой, он признался жене, что болен СПИДом.
"Мы проверились все, оказалось, что болезнь уже есть у меня и наш младший сын стал носителем ВИЧ, — говорит Зарина. — После этого я развелась с мужем, я не смогла его простить, что он стал "убийцей" собственного ребенка. Мой сын и я еще живы, но, сколько лет нам отмерено теперь, я не знаю"
Нужно не пугать, а разъяснять
По мнению Аллы Кувватовой, было бы хорошо, чтобы Таджикистан вернулся к ежегодной диспансеризации всего населения, включая и взрослых и детей, которые проводились регулярно в поликлиниках.
"Люди сдавали анализы, делали рентген легких и т.п. На ранней стадии выявлялись многие заболевания, — говорит она. — Не секрет, что сегодня можно получить любые справки, даже не сдавая анализы, за определенную оплату. Так что доверия к таким обследованиям у людей не много, а вот унизительных процедур будет больше. И касаться это будет больше молодых девушек. Вообще как будет выглядеть весь этот процесс? Вопросов пока много".
Также, она не уверена, что обследование будет действительно бесплатным, как об этом заявил Минздрав.
"В нынешних экономических условиях бесплатно — это вряд ли. А оплата за такие услуги будет не всем по карману", — говорит Кувватова.
Некоторые эксперты полагают, что данные поправки нарушают права человека. Вы так не считаете?
— Есть угрозы здоровью другого человека, прежде всего, девушки/женщины. Это ведь тоже нарушение ее прав и прав детей. Здесь нужно проводить большую разъяснительную работу с населением об их здоровье, а не просто пугать разными страшилками.
К сожалению, особенно молодые люди, девушки и ребята не очень хорошо разбираются в вопросах половой культуры, считают этот предмет неудобным для обсуждения.
В школах и других образовательных учреждениях, за исключением Медуниверситета, об этом вообще не говорят. Стыдно, неудобно, а потом с этим приходится жить…