Крутое пике гражданской авиации Таджикистана

© Фото : Пресс-служба "Таджик Эйр"Самолёт "Таджик Эйр. Пресс-служба "Таджик Эйр"
Самолёт Таджик Эйр. Пресс-служба Таджик Эйр - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Коэффициент вероятности банкротства крупных авиационных компаний Таджикистана, судя по отчету Минфина РТ, очень высок. Почему вдруг большинство компаний системы авиации Таджикистана оказались на грани банкротства? Минфин не сомневается: всё дело в нерациональном использовании средств и плохом менеджменте.

ДУШАНБЕ, 15 июл — Sputnik. Минфин Таджикистана опубликовал свой отчет об экономических показателях крупных таджикских государственных компаний, и как оказалось эти данные не утешительны.

Судя по отчету Минфина Таджикистана авиакомпания "Таджик Эйр", Международный аэропорт Душанбе и Международный аэропорт Курган-тюбе имеют высокий коэффициент вероятности банкротства.

Долги "Таджик Эйр" воспринимаются уже более привычно, так как после реструктуризации в 2008 году авиакомпания осталась с большими долгами, которые росли год от года и ни один из руководителей не смог избавить компанию от них. Однако, новость о плохом финансовом состоянии аэропортов Душанбе и Курган-тюбе стала неожиданностью.

По уши в долгах

Начнем с государственной авиакомпании, которая до 2008 года была единой структурой с аэропортами, Топливно-заправочной компанией (ТЗК), бортпитанием, аэронавигация и предприятием по продаже авиабилетов.

Потом все эти структуры разделили, и в итоге авиакомпании пришлось платить за все — за бортпитание, аэропортовые услуги и навигацию. Кроме этого, компания осталась со старым парком самолетов и не смогла выплатить весь долг, который имелся в период реструктуризации.

Через 8 лет ситуация не изменилась, авиакомпания по-прежнему по уши в долгах.

Дебиторские долги "Таджик Эйр" по итогам первого квартала 2016 года составили 70,1 млн. сомони. Что на 50% больше, чем за тот же период прошлого года.

Кредиторские же долги сократились почти на 40% и составили 255 млн. 592,4 тыс. сомони.

В то же время общий доход авиакомпании составил 79,6 млн. сомони, что на 16% меньше, чем за тот же период 2015 года.

Расходы же составили 98,1 млн. сомони, что на 0,6% больше, чем в прошлом году. Расходы превысили доходы на 18,5 млн. сомони.

Сумма убытков составила 18,4 млн. сомони, а уровень снижения доходов приравнивается к 1118%.

Что касается заработной платы, то средняя зарплата в "Таджик Эйр" за первый квартал составила 6,4 тыс. сомони, что на 38% больше, чем за тот же период прошлого года.

Пассажиропоток в "Таджик Эйре" также снизился. За первые три месяца этого года авиакомпания перевезла 66,9 тыс. пассажиров, что на 3,9 тыс. пассажиров меньше. Пассажирооборот сократился на 5,5%, а объем перевозки грузов сократился на 15,3%.

В соответствии с имеющимися данными по задолженности авиакомпании, расходов и доходов, Минфин делает выводы, что компания находится на грани банкротства.

"Компании необходимо в кратчайшие сроки решить проблемы за счет увеличения активов и снижения производственных и непроизводственных расходов. Так же необходимо решать проблемы с дебиторскими и кредиторскими долгами", — отмечается в отчете ведомства.

В главном финансовом учреждении страны подсчитали, что коэффициент банкротства "Таджик Эйр" равен 0,532 и это означает, что компания находится в зоне вероятного банкротства.

Зона риска аэропорта

Что касается Международного аэропорта Душанбе, то и его дела, как оказалось, не так уж и хороши.

По данным Минфина, кредиторские долги столичного аэропорта составляют 348,9 млн. сомони, что на 58,2% больше, чем за первый квартал прошлого года.

Кроме этого, у аэропорта немало и дебиторской задолженности — 238,6 млн. сомони и это в два раза больше чем в прошлом году.

"Несмотря на то, что на вид столичный аэропорт должен быть успешным предприятием коэффициент вероятности банкротства у компании составляет 0,83, что говорит о том, что МАД находится в зоне риска и возможности банкротства", — отмечают в Минфине.

Однако положение аэропорта в плане доходов намного лучше. Общие доходы душанбинского аэропорта за первый квартал составили 82,4 млн. сомони и это выше плана на 3,1% и по сравнению с прошлым показателем на 21,3% выше. А чистая прибыль компании составила 21,6 млн. сомони и увеличилась практически в два раза.

Расходы не превысили доходы и составили 54 млн. сомони.

Несмотря на относительно хорошие показатели, аэропорт Душанбе подпадает под категорию экономически нестабильных компаний, и Минфин рекомендует МАД воздержаться от нерационального расходования средств.

За первый квартал 2016 года Международный аэропорт Душанбе обслужил почти 130 тысяч пассажиров, которые выехали из страны и это на 1,1% больше, чем за тот же период прошлого года.

А численность прибывших в Душанбе пассажиров через авиакомпании составила почти 102 тысячи пассажиров. И это на 15% меньше.

© Sputnik / Амир ИсаевМеждународный аэропорт Душанбе
Международный аэропорт Душанбе - Sputnik Таджикистан
Международный аэропорт Душанбе

Перевозка груза также сократилась, хоть и незначительно — всего на 2,2%. Авиацией было перевезено 450 тонн груза.

В самом Международном аэропорту Душанбе не считают, что дела настолько плохи. На сайте МАд отмечается, что 1 квартал 2016 года был завершен значительными успехами,а результаты положительными.

"Не смотря на развивающийся экономический кризис, итоги деятельности аэропорта в целом были охарактеризованы положительно. За минувшие три месяца предприятием были проведены технические работы и ремонт стоянок воздушных судов и рулевых дорожек, по отпугиванию птиц, частичное маркирование линий автостоянок, занятие по противостоянию пожаров и спасательных работ и другие плановые мероприятия", — отметили в пресс-службе МАД.

Воздушная стоянка Курган-тюбе

Аэропорт Курган-тюбе уже в который год находится на грани банкротства. Вот и в этот раз по подсчетам специалистов Минфина Таджикистана коэффициент вероятности банкротства Международного аэропорта Кургна-тюбе составляет 0,57.

И всё потому, что этот аэропорт задолжал 12,3 млн. сомони, что на 429,8 тыс. сомони меньше прошлого года, однако на фоне того, что расходы аэропорта намного превышают доходы, это негативно влияет на положение аэропорта.

Кредиторская задолженность в основном образовалась за счет того, что "Таджик Эйр" выделили средства для ремонта взлетно-посадочной полосы в Курган-тюбе и за счет предоплаты аэропортовых услуг со стороны зарубежных авиакомпаний.

Дебиторская задолженность составила 1,4 млн. сомони и это на 24,1% больше, чем в прошлом году.

Убытки аэропорта Круган-тюбе составили 163,9 тыс. сомони и они увеличились по сравнению с прошлым показателем на 58,1%.

Общий доход аэропорта составил 1,3 млн. сомони, а расходы составили 1.5 млн. сомони. Доходы сократились на 16%, а расходы увеличились на 24,3%.

Северный аэропорт

Аэропорт Худжанда, пожалуй, самый успешный пример на сегодня. Компания хорошо развивается и несмотря на имеющиеся долги успешно справляется с проблемами.

Чистая прибыль аэропорта за первый квартал составила 10,8 млн. сомони, что на 58,2% больше, чем в прошлом году.

Общий доход аэропорта превысил 28 млн. сомони, что на 33,5% больше предыдущего года. Расходы не превысили доходы и составили 13,8 млн. сомони и это на 14,9% больше чем в прошлом году.

Несмотря на успешность ведения дел, аэропорт Худжанда имеет задолженность по налогам на сумму 2,3 млн. сомони. Дебиторскую задолженность в 33,8 млн. сомони. Кредиторская задолженность составляет 16,8 млн. сомони.

Навигация в порядке

Прибыльной оказалась и аэронавигация Таджикистана, хотя и тут без долгов не обошлось. ГУП "Таджикаэронавигация" завершила первый квартал с плюсом. Чистая прибыль компании составила 7,7 млн. сомони.

Однако не обходиться и без долгов. Кредиторская задолженность составляет 2,2 млн. сомони. Дебиторская задолженность оказалась намного больше — свыше 27 млн. сомони.

Ну и здесь Минфин рекомендует компании более рационально использовать вложенные инвестиции для обновления оборудования и рекомендует лучше соответствовать международным стандартам аэронавигации.

Лента новостей
0