ДУШАНБЕ, 25 июл — Sputnik. В Таджикистане по итогам полугодовой проверки, была полностью приостановлена выплата пенсий по инвалидности порядка 12 тысячам гражданам страны. Об этом 18 июля журналистам сообщила замглавы Агентства соцзащиты и пенсий Назокат Одиназода.
По ее словам, за шесть месяцев повторную проверку прошли 16 тысяч лиц, получающих пенсии по инвалидности, из них у порядка 12 тысяч человек, получающих пенсии по инвалидности, эта самая инвалидность не подтвердилась.
В очереди на проверку, по словам Одиназода, еще 5 тысяч граждан.
Плати и оставайся инвалидом?
Нигина Сатторова (имя изменено) инвалид-диабетик, повторное освидетельствование она прошла еще в январе.
— Я пришла через знакомых врачей, они мне сказали прямо: хочешь, чтобы осталась пенсия нужно заплатить тысячу сомони. Это еще дешево. Я дала и мне выписали справку. Я бы и так прошла обследование, но просто решила перестраховаться, потому что слышала, что даже тех, кто смог подтвердить свою инвалидность все равно лишали пенсий или сдвигали, например, со второй группы инвалидности на третью, — говорит Нигина.
— Мне тоже предлагали заплатить, — говорит инвалид 2-й группы 43-летний Анвар Латифов (имя изменено), — но я отказался, конечно, откуда у меня деньги?! Я для чего стою уже третий год подряд в очередях этих на комиссию? Для того чтобы было на что жить! У меня зрения совсем нет и со слухом проблемы.
Переосвидетельствование инвалидов в Таджикистане проходит каждые шесть месяцев уже третий год подряд. В феврале 2015-го президент страны Эмомали Рахмон сказал, что в отдельных случаях высокие пенсии по инвалидности были оформлены в нарушение норм законодательства, имеются факты начисления пенсий уже умершим людям. Если случаи оформления высоких пенсий по фиктивным документам.
Пенсии отдельных лиц, которые президент приводил в качестве примера, варьировались от 4 до 6 тысяч сомони в месяц. По данным СМИ, у некоторых инвалидов суммы пенсий доходили до 18 тысяч.
Тогда же приводились данные о том, что, например, после первой подобной проверки в 2014 году была приостановлена группа инвалидности у 10 тысяч 827 человек, а это на тот момент ни много ни мало — 30% от общего количества инвалидов, зарегистрированных в стране.
Причем 7 тысяч 46 человек из них оказались полностью здоровы, а остальные незаконно поменяли себе группу инвалидности. Антикоррупционное агентство тогда заявило, что все обманщики обязаны вернуть государству полученные незаконным образом деньги.
Тем не менее, нередко, а скорее даже чаще лишают инвалидности, а с ней и соответствующей пенсии реальных инвалидов.
Медосмотр прошла, но пенсию не получила
Антонина Манаева (имя изменено) в первый и последний раз проходила повторное освидетельствование почти два года назад.
— Вызвали в поликлинику вдруг, я даже не знала, что какие-то проверки. У меня вторая группа инвалидности я гипертоник, давление под 200 с лишним скачет. Моя инвалидность дается пожизненно, и пенсия назначается тоже пожизненно, без пересмотра, — говорит она. — Пришла я, сдала все анализы, что потребовали. Послали меня потом еще в "Караболо" во ВТЭК (ныне — Госслужба медико-социальной экспертизы. — ред). Там все перепроверили. А меня что проверять? Я и там и там так разнервничалась, что у меня давление сразу подскочило, хорошо хоть в больнице была…
Получив все подтверждающие справки, Антонина успокоилась, а через некоторое время пошла за пенсией.
— Прихожу за пенсией, а у меня все сняли. Там по-таджикски написано-то все в справках было, а я таджикский язык не знаю. Видимо, мне врачи сказали, что все хорошо, подтверждаем, а написали совсем другое! Вот так я лишилась пенсии. Я тогда так переживала, даже в больнице лежала, потом хотела идти ругаться, да сын отговорил. Потом сделала себе пенсию обычную, по старости, а раньше у меня была пенсия 800 сомони…
У Антонины большая семья, сыновья, внуки, без средств к существованию она не останется. Жалеет только, что с инвалидностью ушли и льготы.
— Там, конечно, немного, но все равно помощь. За коммунальные, за транспорт, еще что-то, — говорит она.
Нет ноги? Приходи через полгода на проверку…
Правозащитники уверены, что процедуру медицинского освидетельствования инвалидов необходимо пересмотреть.
— В первую очередь, нужно понимать, кого следует обследовать каждые полгода, а кого нет, — говорит таджикский правозащитник Ильхом Ниязов, — инвалиды с временными травмами потом могут восстановить свое здоровье и, конечно, правильно, что их осматривали и потом снимали инвалидность. Но зачем мучить каждые полгода тех, кто уже никогда не восстановит свое здоровье? Ладно — диабет или сердце, это не очевидно, хотя и тут достаточно иметь историю болезни человека на руках, чтобы понять, что за полгода он не мог поправиться.
А что говорить о тех инвалидах, чья болезнь не просто на всю жизнь, но очевидное увечье? Зачем им экспертизы? Зачем гнать каждые полгода туда инвалидов, потерявших глаза или, например, конечности? Они не отрастят их себе за полгода.
Проблема осложняется еще и тем, как именно проводятся медобследования.
— В неделю эта комиссия принимает один или два дня. Вы сходите, посмотрите, — говорит Фотима Шамсиддинова, юрист Бюро по правам человека в Душанбе. — А людей там — куча! Ведь приезжают на освидетельствование со всей страны. В своих поселках и городах где-то нет возможности его пройти, где-то обследование и не проводят толком.
И люди вынуждены за десятки километров ехать в столицу, чтобы перепровериться. Приезжают с маленькими детьми — инвалидами, стоят в очередях. Многие платят врачам деньги лишь бы быстрее закончить все и уехать домой. А через полгода опять все заново.
Юрист задается вопросом: "Зачем, например, давать временную инвалидность ампутантам?".
— Ее должны давать пожизненно и больше не трогать этих людей! — уверена она.
К слову, в статье 32 Закона «О пенсионном обеспечении граждан РТ написано: «Пенсии назначаются на все время инвалидности, установленной Государственной службой медико-социальной экспертизы. Инвалидам — мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет пенсии по инвалидности назначаются пожизненно». В этой же статье указано, что «переосвидетельствование этих инвалидов производится только по их заявлению», а не по инициативе ВТЭК…
Правозащитники говорят о дискриминации инвалидов
Последний раз проверка была в прошлом году — в середине мая 2015. Тогда общественность подняла большой шум, потому что проверка началась внезапно. Собственно о ней люди узнавали придя к банкоматам за своими пенсиями и не получив их. Оказалось, по запросу Госслужбы медико-социальной экспертизы карточки инвалидов были попросту заблокированы.
В прошлом же году по распоряжению помощника президента РТ по кадровым вопросам Асадулло Рахмона, работающих в государственных структурах инвалидов было велено уволить в трехдневный срок.
Под распоряжением поставил свою резолюцию директор тогда — Госагентства социального страхования и пенсий при правительстве РТ — Сафарали Наджмуддинов. Резолюция, поставленная уже на следующий день после распоряжения — 10 апреля, предполагала исполнение вышеуказанного документа.
Правозащитные и общественные организации страны назвали то распоряжение дискриминационным и призвали власти отменить его.
"Распоряжение помощника президента РТ по кадровым вопросам А. Рахмона, а также исполнение данного распоряжения со стороны работодателей является дискриминационным и нарушает статьи 17, 35 Конституции, нормы трудового законодательства и Закон "О социальной защите инвалидов РТ" (статьи 26, 27), запрещающие дискриминацию и гарантирующие лицам с инвалидностью право на труд и на благоприятные условия труда, а также ряд международных документов, ратифицированных Таджикистаном", — отмечалось в заявлении правозащитников.
Фотима Шамсуддинова еще в прошлом году рассказывал СМИ случай, когда молодой мужчина из Бальджувана получил инвалидность третьей группы во время рабочей командировки.
"Он тогда попал в аварию. И тогда его уволили из-за того, что он инвалид!", — рассказала она.
По словам Ильхома Ниязова и тогда и сейчас, немало людей вынуждены отказаться от инвалидности и пенсии, чтобы сохранить свое рабочее место.