ДУШАНБЕ, 8 авг — Sputnik. В Москве состоялся фестиваль национальных культур "Солнце востока", в нем приняли участие 14 стран и 37 ансамблей-исполнителей.
Проводниками в мир таджикского музыкального и танцевального искусства для жителей российской столицы стали ансамбль "Гульчин" и народная артистка Таджикистана Нохид Зейналпур. Sputnik Таджикистан поговорил со знаменитой скрипачкой о роли музыки в сближении народов.
Хороший музыкант играет не по нотам, инструмент нужно чувствовать на генетическом уровне, уверена Нохид Зейналпур. Она только что завершила своё феерическое выступление, которое заставило танцевать вместе как выходцев из Центральной Азии, пришедших на фестиваль, так и москвичей, которые просто не смогли пройти мимо.
"Музыка – это прежде всего состояние души, но зов крови тоже играет свою роль. У меня персидские корни, а это, как известно, великая древнейшая культура. Мне кажется, восток больше располагает к музыке. В Иране практически в каждой семье играют на каком-то инструменте, духовом или струнном, чего у других народов, в Германии и Швейцарии я не замечала", — рассказала скрипачка.
Когда в раннем возрасте у Нохид Зейналпур обнаружился абсолютный слух, учителя порекомендовали ее родителям отдать девочку на скрипку.
"Это очень сложный инструмент. Наличие идеального слуха обязательно. Я играю на клавишных инструментах, но скрипка – это моя специальность", — поделилась артистка.
Петь Нохид Зейналпур никогда не стремилась: "Мое состояние души, мой внутренний голос передает скрипка. Мой инструмент говорит за меня. Бывает, подпеваю в каких-то песнях, но развивать сольную карьеру ни за что не стану: если мне бог дал призвание, требовать большего — это предательство по отношению к любимому инструменту. Если у меня получается играть на скрипке, народ меня принял и полюбил как скрипачку, зачем мне петь? Слава богу, певцов вокруг много. Я буду идти своей дорогой до конца".
Объявление о том, что в Москве будет проходить фестиваль национальных культур народная артистка увидела на Facebook и немедленно связалась с организаторами, чтобы предложить свою помощь.
"Искусство и спорт объединяют народы. Такие фестивали – это мост дружбы между нациями. Вспоминаются советские годы, когда все республики были на одной сцене. Молодежь должна понимать, что знакомство с другой культурой – это превосходно, человек должен развивать свой кругозор. Чем больше будет таких мероприятий, тем лучше", — пояснила скрипачка.
По ее словам, русскоязычная публика всегда очень отзывчива.
"Многие начинают пританцовывать, сидя на концерте. Ноги под креслом сами пускаются в пляс. Скрипка на всех влияет одинаково. Не зря говорят, что это царица музыки. Музыка языка не имеет. Если она может дотронуться до человеческой души, неважно африканская ли она, или балтийская", — рассказала она.
Недавно Нохид Зейналпур ездила домой – на родине артистка не была 7 лет: "Очень соскучилась по горам, рекам, природе и фруктам. 10 дней я провела без инструмента. К сожалению, руки быстро отвыкают от игры. 2-3 недели достаточно, чтобы пальцы начали деревенеть".
Танец под мелодию в исполнении Нохид Зейналпур исполнил ансамбль "Гульчин".
"Мы выступаем практически каждую неделю. "Гульчин" – единственный таджикский ансамбль в Москве и нас постоянно приглашают представлять свою страну на международных и местных фестивалях. Нашим соотечественникам в России не хватает национальной музыки и танцев, поэтому когда они слышат родную музыку, пускаются в пляс, начинают кричать, и хлопать. Фестивали типа "Солнца востока" укрепляют дружбу народов", — рассказал Sputnik лидер ансамбля Фарход Джомахмадзода. "У каждой нации есть что-то свое, свои колориты, традиции, танцы. В Таджикистане есть уникальный кулябский танец – ничего похожего нет ни в одном народе".
"Для меня дружба народов очень важная тема. Я считаю своим подвигом то, что в Москве под открытым небом собрались 14 республик. Никто не верил, что к нам приедут представители стольких стран, но уговаривать никого не пришлось. Музыка объединяет всех", — рассказала Sputnik одна из организаторов фестиваля Любовь Завьялова.
По ее словам, запрос на то, чтобы снова провести фестиваль в следующем году уже есть, а значит, пора начинать приготовления.