ДУШАНБЕ, 16 авг — Sputnik. В советское время эта женщина снискала себе славу не только за звонкий и мелодичный голос, но и за красивую внешность: невозможно не запомнить голубоглазую певицу с черными кудрями. Наверное, из-за этого на родине ее прозвали артистка "не как все", потому что всегда — и по манере исполнения, и по внешности, она выделялась среди остальных.
Sputnik Таджикистан рассказывает о жизни и творчестве Народной артистки Таджикистана Нукре Рахматовой.
Старшая по дому
Некогда знаменитую артистку мы застали подметающей лестничную площадку возле собственной квартиры. Не сразу поняв, кто мы и откуда, она приняла нас за новых соседей и посоветовала соблюдать чистоту в доме. Потом уже после того, как завязался разговор, она виновато отпустила голову.
"Уже много лет я — старшая по дому, соседи из уважения доверили мне это дело, собираю деньги на облагораживание территории, озеленение, слежу за порядком и чистотой", — рассказала она.
Нукра Рахматова пришла в искусство не случайно. Она выросла в знаменитой Бартангской долине, где сама природа заставляет человека петь. В их селении все — и стар и млад, собираясь вечерами в одном из домов или на гуляниях, распевали народные песни. Даже отец Нукры, прокурор района, человек такой серьезной профессии, после работы находил отдушину в музыке: дома на стене висели таджикские национальные инструменты — дутор, сетор, рубоб и даф, которыми одинаково хорошо владел хозяин дома.
После окончания 8 класса, девушка из далекого Памира поступила на вокальное отделение Душанбинского музыкального училища, где ей преподавал знаменитый певец Ахмад Бобокулов. Ей было всего 14, но из-за прекрасного голоса ее сразу приняли в памирский этнографический ансамбль при Гостелерадио республики, с которым впоследствии она объездила практически весь Советский Союз.
В 1960 году, в 16 лет, она первый и единственный раз в жизни снялась в кино. Режиссер Борис Кимягаров снимал фильм "Знамя кузнеца", где певица сыграла эпизодическую, но яркую роль: возлюбленной юноши в шкуре барса.
"Роль моего партнера играл мой двоюродный дядя Гурминдж Завкибеков, уже состоявшийся актер, а я была еще такой зеленой. Вначале отказалась, мол, как я могу быть возлюбленной своего дяди? Но режиссер настоял. Когда картину показывают по телевизору, я вспоминаю свою молодость. Кстати, там я спела вот эту песню", — рассказывает она и начинает напевать отрывок из нее.
Удивляет ее феноменальная память, когда все свои песни, а их она спела много в тот вечер, она знает наизусть.
"Это потому что в то время не было фонограммы и все песни приходилось разучивать, чтобы не ошибиться", — отмечает Нукра.
Живой голос
Знаменитость Нукре Рахматовой принесла песня "Наргис". Надо заметить, у нее богатый репертуар: кроме таджикских национальных песен, она прекрасно исполняла песни на турецком, афганском, русском, болгарском, узбекском и других языках мира. Причем, в разных музыкальных жанрах, в том числе и эстрадном. За все годы творчества, певица выступала с гастролями не только в республиках бывшего Советского Союза, но и в Афганистане, Монголии, Болгарии, Сирии, Ираке, Японии, Испании, Великобритании, Франции, Португалии, Германии.
"В советский период мы объездили весь СССР, и бывало, ко мне подходили зрители после концерта, говорили комплименты, мол, какая я красивая, расспрашивали, кто я и откуда? Потом на адрес Таджикского гостелерадио, где я проработала до самой пенсии, приходили письма на мое имя. Однажды, мне пришло письмо, где совсем незнакомые люди сообщали, что в честь меня нарекли свою дочь Нукрой. Таких случаев было несколько", — рассказывает Нукра Рахматова.
Ее даже в шутку называли "всесоюзной артисткой", так как в конце 70-х, когда по Центральному телевидению стали регулярно транслировать концерты из братских республик, когда очередь дошла до Таджикистана, выбор председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина упал именно на эту артистку. Вскоре ее пригласили в Москву, на телестудию Останкино, где записали концерт "Поет Нукра Рахматова". Вела концерт известная телеведущая Татьяна Веденеева.
Предсказание Ванги
Все бы хорошо, но Союз развалился, республики получили независимость, и в Таджикистане началась гражданская война. Для таких артистов как Нукра Рахматова, это было страшно вдвойне, потому что помимо той же известности, она была выходцем из Бадахшана, то есть одной из противоборствующих сторон.
"Бывало, в квартиру вламываются боевики с автоматами. "Кто здесь памирцы?", — спрашивают меня, а я от испуга прячу студентов-родственников и своих детей подальше, в подсобке. С бандитами же говорю спокойно, я, мол, народная артистка, да, из Памира, предлагаю им даже чай, а у самой коленки дрожат. Эти уходят, приходят те, памирцы. Тоже с автоматами: "Скажи, кто в вашем доме из Куляба?" Я снова ребят успокаиваю: "Пожалуйста, ребята, образумьтесь, не делайте такие вещи", — вспоминает она.
Она заметно нервничает, когда мы вспоминаем о войне в Таджикистане.
"А ведь еще в далеком 1978 году, когда мы ездили с концертом в Болгарию, то случайно попали на прием к Ванге, знаменитой слепой предсказательнице, которая взяв мою ладонь, точно описала будущие события в Таджикистане. Она сказала, что ту страну, откуда я приехала, ждут кровь и огонь, и что появится какой-то мужчина, который спасет народ от разрухи. Конечно, любой советский человек, который жил в ту эпоху, не поверил бы ее словам. Только спустя годы, когда Союз развалился, республики стали независимыми, а у нас началась гражданская война, я вспомнила слова Ванги и стала их анализировать. Кто бы мог подумать, что ее предсказание сбудется", — рассказывает Рахматова.
Издержки профессии
Если кто-то считает, что жизнь знаменитых артистов была беззаботной и безоблачной, сильно ошибается. Не миновали трудности и нашу героиню. В 1977 году, когда советские артисты поехали с концертом в Ирак, в гостинице трагически погиб известный таджикский актер Махмуджон Вохидов, весть о его смерти застала певицу в самолете на обратной дороге и так взволновала, что она пережила огромный психологический стресс и длительное время находилась на лечении.
Встречались в ее непростой жизни и недоброжелатели, которые не могли спокойно переносить творческий взлет артистки.
"В начале 80-х прошлого века СССР с государственным визитом посетил премьер-министр Афганистана Бабрак Кармаль. В честь его приезда устроили концерт, где я должна была спеть песню на пуштунском языке. Скоро петь, а у меня язык онемел, не могу выговорить и слова, хотя про себя знала наизусть все слова. Я была просто в шоке. Объявили номер. За несколько шагов до сцены мой друг — артист Орифшо Орипов, смекнув, в чем дело, успел всыпать мне в рот щепотку соли. И голос — прорвался! Недруги хотели через колдовство закрыть мне рот, опозорить, но это им не удалось", — вспоминает Нукра-апа.
Хотя она была выдвинута на получение высокого звания — Народной артистки СССР, из-за закулисных интриг, свою кандидатуру удалось протиснуть другой.
Жизнь — в песнях
После гражданской войны в Таджикистане Народная артистка республики Нукра Рахматова ушла со сцены, посвятив свою жизнь детям и внукам. Ее дети — Нигина и Сартиб работают экономистами, а младшая Махина — лингвист. Муж — актер Бахтали Сабзалиев долгие годы играл в драмтеатре имени Лахути.
Хотя имя Нукры Рахматовой давно не мелькает на афишах киноконцертных залов, ее до сих пор помнят: по местным телеканалам часто крутят песни в ее исполнении и приглашают на торжественные государственные мероприятия. Уважает ее и президент страны, который вырос на патриотических песнях таких артистов как Нукра Рахматова. Однажды на встрече в институте искусств Эмомали Рахмон предложил с ней сфотографироваться на память, а на следующей встрече — вручил ей памятную медаль.
"Сейчас модно писать мемуары, Вы бы не хотели издать книгу о себе?" — спросил корреспондент у нее напоследок.
"Для народной памяти я сохранила свои песни. В них — вся моя жизнь", — скромно ответила она.