ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik. Вице-спикер Государственной Думы, представитель ЛДПР Юрий Лебедев заявил, что трудовым мигрантам надо запретить работать учителями и водителями общественного транспорта. Такой запрет уже действует в одном из регионов России — в Новосибирской области. Теперь Лебедев предлагает распространить инициативу сибиряков на всю страну.
Каковы могут быть политические, экономические и просто общечеловеческие последствия этого шага? Об этом Sputnik Таджикистан спросил члена общественного совета УФМС по Москве, директора проектов Фонда международных связей "Добрососедство" Юрия Московского.
Ксенофобия как путь к провалу
- Как вы расцениваете решение губернатора Новосибирской области? Оно продуктивное или все-таки контрпродуктивное?
— На мой взгляд, этот запрет — контрпродуктивный шаг. Но у нас законодательство позволяет региональным властям принимать такого рода решения, если они считают их нужными. Например, если переполнен рынок труда, либо по каким-то другим соображениям. Если губернатор области считает, что на этих местах вполне достаточно российских граждан, а иностранные граждане создадут им какую-то конкуренцию — то почему нет?
Другое дело, что шаги такого рода все-таки нужно предпринимать с учетом реалий, чтобы не получилось, что с водой выплескивается ребенок. Тем более, вполне возможно, что к иностранным гражданам, работающим, например, нянями привыкли, их знают. Что их — выгонять с работы? Та же ситуация и в сфере здравоохранения. Насколько мне известно, медсестер в России не хватает. Нужно подумать двадцать раз, прежде чем принимать популистские решения.
- Это, скорее, популизм, а не итог долгих расчетов?
— Сложно сказать. По мнению многих товарищей, население наше не очень любит иностранцев, и многие готовы предпринимать такого рода шаги, особенно в преддверии выборов.
- То есть прицел идет все-таки на будущие выборы?
— Не знаю. Но даже с точки зрения электорально-выборной ситуации, практика показала, что антимигрантская риторика — контрпродуктивна. Она не дает особых очков. Это было видно в 2013 году на примере выборов в Москве и Московской области.
В Москве активно использовалась антимигрантская риторика, а в области — не использовалась. В результате Андрей Воробьев в Московской области получил подавляющее большинство голосов. А в Москве Алексей Навальный взял всего 27 или 28%. То есть антимигрантская риторика не особо выигрышна ни для властей, ни для оппозиции.
В российском обществе антимигрантские настроения не так глубоки, как многим кажется.
У меня няня-иностранка в семье работает. Мне что — после этого указа ее выгонять с работы? А дети к ней привыкли. Вот жизненная ситуация! Или в медицинском учреждении работают 15 медсестер-иностранок. Уволят их, и как быть с учреждением? И не нанесет ли это ущерб гражданам Российской Федерации, которые останутся без медицинской помощи?
Ущерб экономике
- Если такой запрет примут на федеральном уровне, какие политические последствия могут возникнуть?
— В таком случае сложно сказать, что будет, например, с Евразийским союзом. Ведь у нас граждане Кыргызстана, Белоруссии, Армении приравнены к россиянам в плане трудоустройства.
И что — эти люди по такому указу не будут иметь права работать в сферах образования и общественного транспорта? Будет ли этот указ распространен на граждан Киргизии, Армении, Белоруссии? Или он будет касаться только граждан Таджикистана, Узбекистана, Грузии и Украины?
- А пойдут ли российские граждане работать на освободившиеся места?
— Я про это и говорю! То есть может получиться так, что мы пятнадцать нянь уволим, а новых — просто не наберем. В России ведь безработица носит структурный характер. И она не так велика, как многим кажется. Особенно в крупных городах — таких, как Новосибирск. Вот если эти шаги просчитаны в плане защиты рабочих мест и населения — то почему бы и нет?
- Есть ли вероятность, что такой закон нанесет ущерб российской экономике?
— Да. Попытка сократить рынок труда за счет не-найма иностранных рабочих наносит ущерб российской экономике. И российским гражданам соответственно.
В случае наличия любых двух административных правонарушений иностранным гражданам запрещено въезжать в Россию. И порядка 1 700 тысяч иностранных граждан въезд в РФ закрыт. На мой взгляд, этот запрет нанес довольно значительный ущерб российской экономике.
Свято место бывает пусто
- А в чем ущерб? Ну, не приехали одни, приедут другие.
— Например, в прошлом году произошло сокращение строительного рынка. Связано оно было в том числе и с тем, что турецким фирмам просто запретили работать на российском рынке. А раз они не работают, соответственно, и объекты некому строить. Многие российские фирмы оказались не готовы к такому "импортозамещению".
- Почему? Казалось бы, работай на освободившемся месте?
— На самом деле нужно найти рабочих, перезаключить контракты. Это же вещи взаимосвязанные. Тут, понимаете, еще какой момент? Я — российский гражданин, могу работать бригадиром у иностранных рабочих. Но если иностранных рабочих нет, то и я бригадиром работать не буду. Если нет рабочих, я не смогу, например, открыть торговую точку или ресторан.
У нас же капиталистическая экономика. А в капиталистической экономике рабочая сила является товаром. Она производит прибавочный продукт. Это азы экономики. То есть если рабочая сила есть — есть прибавочный продукт. А если рабочей силы нет — значит, совсем ничего нет.
- В общем, все по Марксу…
— На Западе это все активно используется. А у нас об этом почему-то забыли. И пытаются изобретать по третьему-четвертому разу то, что и на Западе, и в других странах мира давно изобретено. В том же Китае, например. Там марксисты у власти. Они активно используют марксистские формулы. И посмотрите, как развивается Китай. Потому что они понимают одну простую вещь: рабочая сила является товаром.
Но в Китае (возвращаясь к началу нашего разговора) рабочие места должны в первую очередь принадлежать гражданам Китая. И лишь потом всем остальным. Если исходить вот из этой формулировки, если это не противоречит законодательству, то да, почему бы нет. Если есть российские граждане, готовые занять эти рабочие места.