ДУШАНБЕ, 23 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Православные священники и мусульманские духовные лица в российских тюрьмах не будут "бороться с экстремизмом", это дело следственных органов, их задача — предоставить психологическую помощь, заявил Sputnik политолог и журналист Максим Шевченко.
По мнению эксперта, СМИ вслед за ФСИН неправильно формулируют результат, которого хотелось бы добиться благодаря внедрению такой практики.
"Бороться с экстремизмом должны следственные органы. Сейчас речь идет о помощи заключенным для того, чтобы они вернулись в гражданское общество и социализировались", — подчеркнул Шевченко.
Эксперт уверен, что такая практика в российских тюрьмах необходима. Кроме того, было бы полезно организовать взаимодействие ФСИН с гражданскими активистами и некоммерческими организациями, включая религиозные. Однако нужно применять современные методы и не впадать "в классическую комическую ситуацию".
"Создается образ пастыря, который проскальзывает бочком в камеру с крестом и говорит: "Покайся, сын мой!", — сказал Шевченко. — На тему отношений политического заключенного с пастырями написан роман "Овод" Этель Лилиан Войнич. В более веселом варианте тема развивается в романе "Бравый солдат Швейк", где описано отношение заключенных к этому вопросу. Не стоит идти по шаблону, который уже высмеян мировой литературой".
Основным критерием, по мнению эксперта, должно быть обязательное психологическое образование, а также способность слышать и понимать людей, находящихся в стрессовой ситуации.
Если речь идет о религиозных вопросах, должны быть люди образованные и компетентные в вопросах религии. Причем важно, чтобы они принадлежали к религиозной традиции того человека, с которым они будут разговаривать.
Шевченко подчеркнул, что сам по себе официальный статус священнослужителя не может быть критерием.
"Мусульмане, которые содержатся в тюрьмах, вряд ли будут о чем-то разговаривать с официальными муфтиями. Только если это будут люди, которым они будут доверять, из этого может выйти толк", — заключил Шевченко.
Между тем в ФСИН заявили, что такая работа позволит заранее гасить очаги религиозной напряженности. Набор специалистов еще ведется, однако в некоторых тюрьмах духовные лица уже приступили к работе.