Юрию Лугвину 24 года. Во время пожара в типографии он спас двух девушек. Вместо защитной маски у него была лишь футболка. О том, как обычный парень стал героем для Кыргызстана и России и почему его обвинили в лицемерии, Юра рассказал корреспонденту Sputnik.
- Как вы узнали о пожаре?
— Вышел на балкон, увидел, как что-то дымится. Это было примерно в двух километрах от моего дома. Сразу побежал на место происшествия, был там уже через 10 минут. Сначала я подумал, что дым валит из жилого дома, но это оказалась типография. Вокруг горящего здания было очень много людей — пожарные, зеваки и те, кто успел спастись.
- То есть вы просто бросились в огонь?
— Я и несколько ребят взяли у пожарных лестницу, по ней я залез на третий этаж. Другой парень на второй лестнице пытался вытащить девушку, тянул ее за штаны, но она упала на горящую крышу, ударилась головой и потеряла сознание. Мы подняли ее и передали пожарным.
- Вам дали что-нибудь, чтобы не задохнуться?
— О чем вы! Я обмотал лицо футболкой.
— Почему не остановились на этом? Вы ведь были без маски!
— Я хотел найти людей. На том же этаже была железная дверь, закрытая на несколько замков, — стучал, пытался ее открыть. С другой стороны тоже кто-то был — я слышал, как били в дверь… Но кислород уже выгорел, дышать стало нечем. Под рукой не было ни лома, ни палок — открыть дверь было невозможно. Я так и не понял, кто там находился — пожарные или жертвы…
Подошел к окну, чтобы набрать воздуха в легкие, и увидел там девушку без сознания: из окна наружу свисали ее руки и голова. Ее чем-то придавило, поэтому мне не удавалось ее оттащить. Не знаю, была ли она жива в тот момент, — пульс проверить не догадался. Потом ко мне присоединился пожарный, надел ей маску, а меня отправил на улицу. Я около часа находился в помещении, сил уже не осталось.
- А что с теми ребятами, которые тоже помогали вызволять людей из огня?
— Они мне стали как братья, но познакомиться не довелось. Я ушел спустя час, их не видел… Позже узнал, что погибли 17 человек.
- Вас хочет наградить Алмазбек Атамбаев. Приедете ради этого в Бишкек?
— Я удивился, когда прочитал в новостях, что меня ищет президент Кыргызстана. Героем себя не считаю — я просто не остался равнодушным в той ситуации, и все. Сейчас у меня не очень стабильное финансовое положение. Может, когда-нибудь и приеду в Кыргызстан, но пока не могу себе этого позволить.
- Как отреагировали окружающие на ваш героический поступок?
— Мне потом писали, что я специально побежал в типографию, чтобы стать "героем города". На меня вылили много грязи… Что тут поделаешь? Мне просто стало тошно.
- В Интернете гуляли видеоролики, где мигранты говорили о предвзятом отношении к себе во время пожара… Как думаете, почему?
— Я не думаю, что если бы на пожаре были лишь россияне, сотрудники МЧС вели себя иначе. Люди делали все, что могли, в горе нет нации и религии. А если говорить о предвзятом отношении в целом, мне кажется, мигрантов не любят из-за того, что они якобы "забирают" работу у россиян. Я, например, сейчас тоже испытываю проблемы с трудоустройством, но считаю глупым винить в этом кого-то. С работой везде сложно.