ДУШАНБЕ, 9 сен — Sputnik. Чего Таджикистан добился за 25 лет своей независимости в экономическом плане, Sputnik рассказал независимый экономист Бахадур Хабибов.
— Для Таджикистана, как и для других стран Союза, проблемы в экономике начались еще с середины 80-х, — говорит эксперт, — а с независимостью политической кризис еще и усугубился разрывом хозяйственных связей и необходимостью срочных уже полностью самостоятельных реформ на национальном уровне. Государство сразу после обретения независимости, по сути, еще не было государством, предстояло заново создавать государственные и общественные институты, разрабатывать планы развития и выбирать политический и экономический вектор, выстраивать отношения в регионе и на международной арене.
По мнению Хабибова, разразившаяся гражданская война пошатнула и без того слабую экономику страны. При содействии международного сообщества и многосторонних финансовых организаций, таких как Всемирный Банк, МВФ были начаты и успешно завершены серия реформ и преобразований, направленных на макроэкономическую стабилизацию. Была разработана правовая, финансовая, бюджетная и институциональная основа для развития страны.
Говоря о достижениях в экономическом плане, эксперт приводит цифры:
— Согласно информации Всемирного Банка Таджикистан достиг впечатляющих успехов в сокращении бедности: за период с 1999 и до начала 2014 года бедность сократилась с более чем 80 процентов до около 32, — говорит он. — По темпам снижения бедности за последние 15 лет республика вошла в первые 10 процентов в мире. Кроме того, с полного упадка в середине 90-ых, согласно официальной статистике, производство промышленной продукции увеличилось по сегодняшний день в 2.5 раза; совокупность сельскохозяйственной продукции в 2,8 раза; объем грузоперевозок всеми видами транспорта в 1,7 раза; перевозка пассажиров в 4,3 раза. Также объем оборота розничной торговли увеличился в 3,2 раза; оказание реальных услуг населению в 7,8 раза, объем государственного бюджета в 75 раз; совокупность внутреннего валового продукта на душу населения в 36,3 и денежные доходы населения в 38 раз.
Однако, по словам экономиста, все эти достижения так и не смогли довести уровень ВВП на душу населения к показателю 1987-1989 годов.
Почему?
По мнению Хабибова, успехи в снижении бедности в основном были монетарного характера, то есть проценты снижения уровня бедности в основном учитывали по росту ВВП на душу населения. А так называемые немонетарные подходы к измерению бедности не учитывались, а по ним Таджикистан наоборот снизил показатели.
— К немонетарным подходам к измерению бедности, например, относятся наличие отопления, доступ к услугам питьевого водоснабжения и санитарии, уровень и качество медицины, доступного образования и доступ ко многим другим социальным и экономическим благам, — отмечает он.
В индексе восприятия коррупции по итогам 2015 года Таджикистан занял 136 место среди 174 стран мира, наряду с Нигерией и Коморскими островами. По словам Хабибова, для "лидирующего" в регионе по уровню бедности Таджикистана это серьезный удар по экономике и развитию, влияющий отрицательно на инвестиционный климат и деловую активность в стране.
Экономист обращает внимание на то, что основным источником доходов в стране по-прежнему являются денежные переводы мигрантов, несмотря на их солидное снижение (до 30-40 процентов) по разным данным.
— Снижение объема переводов серьезно сказалось на всей экономике, упало потребление внутри страны, — говорит он. — Страна имеет огромный торговый дефицит — импорт превышает экспорт втрое. Этот дефицит обычно почти полностью покрывается за счет переводов мигрантов.
Бахадур Хабибов отмечает, что экономика Таджикистана зависима, тесно связана с Российской Федерацией и любые колебания на международной политической, экономической, финансовой аренах, отражающиеся на России, моментально сказываются в Таджикистане наиболее худшим образом.
— Наконец, в более глобальном масштабе: общая инфраструктура страны: линии электропередач, дороги, коммуникации, системы водоснабжения, социальные объекты не получают должного ухода и содержания, что грозит системным сбоем, — говорит эксперт. — Не выстроены четкие бюджетные линии для обеспечения такого финансирования, инфраструктура держится на привлекаемых кредитах и заемных средствах, без разработки внутренних долгосрочных механизмов финансирования.