Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал на экспозиции и узнал, чем же казахстанские ученые и конструкторы решили удивить международную общественность.
Броня крепка
Стенд Казахстана был одним из самых больших на всей выставке. Но самые, пожалуй, главные образцы вооружений были выставлены на открытом пространстве, перед экспозиционным павильоном. Один из этих экспонатов — компактный, но очень грозного вида БТР.
"Это наш новый БТР "Барыс", — не без гордости представил машину инженер-конструктор Ильгис Сафиуллин. — Имеет очень высокую противоминную защит — порядка 10 килограмм в тротиловом эквиваленте под каждым колесом. Это совместная разработка инженеров Казахстана и Южной Африки. На данный момент это — предсерийный образец. Серийный начнут выпускать осенью-зимой".
Броня "Барыса" — стальная, "стандарт-4". Бронемашину можно без всякого вреда обстрелять пулеметом 12,7 мм. В представленной на выставке комплектации используется новейшая российская пушка АУ-220Н скорострельностью — 80 выстрелов в минуту. Новый казахстанский БТР пока что не плавает. Но, собственно, в Казахстане, где количество водоемов не сказать, чтобы велико, это не так принципиально.
V-образный "Арлан"
Еще один заслуживающий внимания казахстанский экспонат — бронированная колесная машина "Арлан". Его колесная формула — 4х4. Это значит, что она оснащена четырьмя колесами. И каждое из них — ведущее.
"Это специальные колеса с технологией "флэтран", — говорит конструктор Ильгис Сафиуллин. — Покрышки могут изрешетить, но даже после этого машина может проехать от 70 до 100 км. То есть с полностью поврежденными колесами. Имеется также система подкачки и измерения давления в шинах. Кроме того, установлен боевой модуль с пулеметом калибра 12х7 мм. Можно установить как радиолокационное, так и разведывательное оборудование".
Особо стоит отметить, что дно машины имеет V-образный силуэт.
"Это сделано затем, чтобы во время наезда на мину или ее разрыва под машиной взрывная волна рассеялась по сторонам, — объясняет конструктор. — За счет этого большая часть энергии уходит в стороны, не оказывая прямого воздействия на бронированную капсулу машины".
"Орлан" уже принят на вооружение армией Казахстана.
Что мне снег, что мне зной…
Казахстан — одна из немногих стран, выставившая в своей экспозиции не только оружие, электронику и оптику, но и… одежду. Если конкретно — инновационную военную форму.
"Мы представляем консорциум отечественных производителей "Жасампас", — объясняет заместитель директора по развитию и стратегическому планированию Диас Журбенов. — Мы полностью изготавливаем ткани. Вот ткань изготавливается у нас, подходит к нашему климату. Но делается по новым западным технологиям".
Не секрет, что зимы в Казахстане бывают очень суровыми, иногда до —50, а мороз в —40 уж точно хоть раз за зиму, но грянет. По словам Диаса Журбенова, новому обмундированию не страшен даже самый суровый мороз.
Впрочем, как и жара. Ткань, особым образом пропитана и помогает гораздо легче переносить летний зной. А наступит зима — пристегиваем подстежку. И можно уже не бояться мороза.
"Нашу форму носят и военные, и полиция, — рассказывает Диас Журбенов. — У нас — две швейных фабрики: в Астане и Жезказгане".
Догнать и перегнать Швейцарию
Большого прогресса достигли казахстанские специалисты в производстве сложных оптических приборов. Линейку оптики представил директор по продажам и развитию бизнеса предприятия "Кае" Ерасыл Байжуманов. Он знакомит нас с тепловизионными прицелами для стрелкового оружия, приборами ночного видения, дневной оптикой.
"А вот и лазерный прибор разведки, который сочетает тепловизионный канал, дневной канал, лазерный дальномер, GPS/ГЛОНАСС и встроенный магнитный компас, — с особой гордостью говорит Байжуманов. — В основном, данный прибор применяется для разведчиков, для корректировки огня, для артиллерии".
Все комплектующие — казахстанского производства. От линз и до деталей корпуса. Спрашиваю: "Можно ли сказать, что Казахстан догнал по качеству оптики Швейцарию или Германию?"
"Сейчас в мире оптика плюс-минус — у всех одинакова, — отвечает руководитель. — По крайней мере, мы вышли на мировой уровень, можем поставлять продукцию в любые страны, если будет спрос, интерес, заказы. Мы три года осваивали внутренний рынок, а теперь уже созрели для международного. Есть уже ряд стран, которые проявляют интерес".