ДУШАНБЕ, 6 окт — Sputnik. В Афганистане 29 сентября 2016 года произошло историческое событие. Ашраф Гани и глава партии "Хезб-е Ислами" Гульбеддин Хекматиар подписали мирное соглашение. Но что это соглашение значит для Афганистана, обернется ли оно миром или станет только началом еще более затяжной войны?
Однако это вовсе не означает, что ситуация в Афганистане резко улучшится, отмечает политолог.
— Хекматиар имел самые веские причины стремиться к соглашению с правительством — преклонный возраст. В 69 лет уже трудно вести жизнь полевого командира и тянет к спокойной старости, — поясняет он. — Потом союз с талибами ничего ни ему, ни его партии не дал. Подписав же соглашение с афганским правительством и легализовав свою партию, он может рассчитывать на большое политическое влияние. То есть причины мирного соглашения с партией "Хезб-е Ислами" довольно просты и очевидны.
Верхотуров считает, что хотя Хекматиар в своем видеовыступлении по случаю подписания договора призвал другие группировки вести мирные переговоры, все же вряд ли такой же успех повторится с другими. Почему?
— Хекматиар имел собственный политический бэкграунд, известность и авторитет, имеет много сторонников в Афганистане (их число только возрастало по мере возвращения афганцев из Пакистана на родину) и потому имел возможность выбрать: вступать ли ему в союз с талибами или вести переговоры с правительством. Другие же группировки, — говорит Верхотуров, — начиная с "Талибана", подобного политического капитала не имеют и к тому же очень сильно зависимы от внешних сил, и являются по большому счету наемниками или исполнителями. Без воли своих хозяев они ни на какие переговоры не пойдут. Воли же к миру эти хозяева талибов не проявляют.
В подтверждение своих слов политолог приводит факт нападения на Кундуз, произошедший сразу же после подписания соглашения.
— Чтобы афганское правительство смогло решить эту проблему, им требуется авторитетная внешняя политическая поддержка, как минимум участие России и Китая, — уверен политолог. — Представитель Афганистана в ООН Махмуд Сайкал уже обратился к Китаю с просьбой оказать влияние на Пакистан. Однако в силу избранной афганским правительством проамериканской линии ни Россия, ни Китай вовсе не спешат на помощь партнеру и, по сути дела, военному союзнику США, своего главного вероятного противника.
В общем, по мнению политолога, складывается патовая ситуация.
— Для решения проблемы надо, чтобы Афганистан сменил свою политическую ориентацию и вошел в более тесные отношения с Россией (которая предлагает Афганистану стратегическое партнерство) и Китаем. Но правительство, во всем зависимое от США, этого делать явно не спешит и фактически саботирует все предложения, если только они выходят за рамки договоренностей на словах, — говорит политолог. — США получили в Афганистане важные стратегические позиции, заняли крупные авиабазы и отпускать Афганистан тоже не собираются. Это означает, что мирного разрешения ситуации в Афганистане пока не предвидится. Стало быть, война будет продолжаться, собирая все новые жертвы и создавая определенную угрозу соседним странам, в том числе Таджикистану.
Впрочем, эксперт считает, что и здесь есть свои плюсы. По его мнению, в сложившейся ситуации Таджикистан приобретает важное стратегическое значение как для России и ОДКБ в качестве аванпоста системы безопасности, так и для Китая.
— Без Таджикистана вообще сейчас говорить о безопасности в Центральной Азии не имеет особого смысла, — заключил Дмитрий Верхотуров.
А между тем в Афгане…
Несмотря на мирные переговоры, обстановка в Афганистане, в том числе и в приграничных с Таджикистаном районах только ухудшается. В ночь со 2 на 3 октября талибы вновь попытались захватить Кундуз, напав с четырех направлений. Власти, по их заверениям, уже смогли отбить боевиков.
Атака Кундуза произошла накануне конференции стран-доноров в Брюсселе, где было решено выделить в помощь Афганистану $15,2 миллиарда.
В августе 2016 года "Талибан", по сообщениям СМИ, контролировал 70 процентов провинции Кундуз, которая граничит с Таджикистаном. А год назад, 28 сентября 2015 года, ему удалось захватить центр провинции — город Кундуз. Позже афганские силы смогли отбить город.
Новые попытки по захвату города талибы стали предпринимать весной 2016 года. Активизация талибов привела к тому, что США заявили о намерении повременить с выводом войск. К началу 2017 года в соседней стране должно остаться не 5500 американских военных, как планировалось ранее, а 8400.