ДУШАНБЕ, 6 окт — Sputnik. В конце сентября вступили в силу поправки в закон "О гражданстве Республики Узбекистан". Теперь в случае принятия гражданства другого государства узбекистанцы в 30-дневный срок обязаны уведомить органы государственной власти о принятии иностранного гражданства. При этом мера наказания за невыполнение этого требования не указана, пишет Sputnik Узбекистан.
Sputnik Узбекистан решил разобраться, что нового привносит этот пункт закона и как обстоит дело с получением паспорта гражданина другой страны в остальных постсоветских республиках.
Согласно законодательству, для утраты узбекского гражданства есть пять оснований:
1) поступление на государственную службу в иностранном государстве;
2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет;
3) если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
4) если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности;
5) если приобретено гражданство иностранного государства.
Но если для лишения гражданства на основании второго, третьего и четвертого пунктов довольно легко собрать необходимые данные, то установить факт поступления на госслужбу в другом государстве или обнаружить сведения о приобретении гражданства иностранного государства сложно, а то и вовсе невозможно в ряде случаев.
При этом узбекское законодательство не предусматривает наличия двойного гражданства, поэтому в случае получения паспорта любого другого государства человек автоматически лишается узбекского гражданства.
Ранее узбекистанец, получивший, к примеру, российское гражданство и не подавший прошения о выходе из узбекского, мог столкнуться с проблемами, приехав на родину. Также стоит отметить, что все обращения о выходе из узбекского гражданства до недавнего времени рассматривались и подписывались лично президентом страны, что усложняло процедуру и растягивало ее на значительный срок.
Новая мера в этом отношении призвана снять нестыковки и правовые пробелы, делая процедуру более быстрой и простой.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин новые поправки в закон о гражданстве не считает чем-то революционным:
"Здесь я не вижу каких-то особенных новаций, эти изменения обсуждались и раньше, и в соседних государствах тоже. В Таджикистане и Кыргызстане эта тема обсуждается для борьбы с терроризмом. Вопросы, связанные с двойным гражданством и неопределенностью в связи с принадлежностью граждан, сейчас очень болезненны для среднеазиатских республик. Любое государство, в том числе и Узбекистан, заинтересовано в поддержании порядка", — пояснил эксперт.
Он напомнил, что в России также идут дебаты относительно вопросов "двойного гражданства".
Кроме того, Грозин связывает реформирование законодательства в сфере гражданства с миграционной ситуацией.
"Узбекистан доминирует по показателям миграции в другие государства, и правительство республики заинтересовано в создании системы контроля собственных граждан. Постоянные перемещения больших масс людей требуют более четкого регулирования, и эта правка — всего лишь часть долгоидущего процесса наведения порядка в законах", — заключил эксперт.
Стоит отметить, что законы Узбекистана о порядке лишения гражданства один из самых строгих на постсоветском пространстве. Так, в конституциях и законах России, Украины, Беларуси, Литвы, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана прописано, что гражданин не может быть лишен гражданства и права сменить гражданство.
Чуть строже законы в Азербайджане: лицо, которое приобрело гражданство страны обманным путем, может быть его лишено. В Эстонии же существует список из четырех пунктов, на основе которого могут лишить гражданства страны, но если человек гражданин Эстонии по праву рождения, лишить гражданства его нельзя.
А вот Молдова, Латвия и Армения лишают гражданства как тех, кто приобрел его по собственному желанию, так и тех, кто гражданин по рождению. Поскольку в Армении запрещено двойное гражданство, то получение паспорта другой страны служит основанием для лишения гражданина паспорта Армении.
Аналогичное основание для лишения гражданства действует в Латвии: в случае вступления в гражданство другого государства, человека можно лишить литовского паспорта. Но существует огромное количество исключений, поскольку членство в Евросоюзе, НАТО и ряд международных договоров позволяют латышам иметь несколько паспортов.
Но есть и другие поводы для лишения латвийского гражданства. Служба в вооруженных силах или военной организации является поводом для лишения гражданства в том случае, если на вербовку не получено разрешение Кабинета министров. Третьим основанием для лишения гражданства становятся действия или призывы к насильственному свержению власти или насильственному изменению Конституции. Но, опять же, и в этом правиле есть исключение: если в случае лишения человек становится лицом без гражданства, отнять паспорт у него нельзя. Кроме того, в законодательстве Латвии также есть положение об обязательном уведомлении в случае принятия гражданства другой страны в тридцатидневный срок.
Основанием для лишения паспорта Молдовы получение иностранного гражданства стать не может. Власти страны считают веской причиной для лишения гражданства добровольную вербовку в вооруженные силы другого государства либо же совершение тяжкого деяния.