ДУШАНБЕ, 7 ноя — Sputnik. В Таджикистане запретили работать в госструктурах и органах безопасности лицам с двойным гражданством.
Ну а так как по таджикской Конституции граждане республики не имеют право на двойное гражданство, речь идет лишь о гражданстве России, с которой в 1995 году был подписан отдельный соответствующий договор.
Или гражданство или работа
Напомним, согласно поправкам в законы "О государственной службе" и "Об органах национальной безопасности", отныне на госслужбе и органах безопасности не смогут работать лица с двойным гражданством.
В систему государственной службы Республики Таджикистан входят: государственная гражданская служба; государственная служба правоохранительных органов; государственная военная служба.
Действие закона "О госслужбе" распространяется на политических государственных служащих и административных госслужащих, занимающих должности в следующих органах: правительство; Исполнительный аппарат президента; аппарат Маджлиси милли Маджлиси Оли; аппарат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли. Аппараты судов; органы при президенте; министерства и их структуры; госкомитеты и их структуры; правоохранительные органы и военные структуры; аппарат Центральной комиссии по выборам и референдумам; ведомства при правительстве и их структуры и иные центральные органы исполнительной власти Республики Таджикистан и их структуры. А также постоянные представительства Республики Таджикистан в международных, межгосударственных (межправительственных) организациях; местные исполнительные органы госвласти РТ.
К административным госслужащим также приравниваются должностные лица органов самоуправления поселков и сел, перечень должностей которых определяется реестром госдолжностей РТ.
Также, согласно указанным поправкам в закон об органах безопасности, работать в структурах ГКНБ страны смогут только граждане Таджикистана, об этом 2 ноября в парламенте заявил первый зампред Госкомитета национальной безопасности Мансурджон Умаров.
По его словам, предложенные изменения направлены на защиту национальных интересов страны.
В Таджикистане на сегодняшний день насчитывается 18 тысяч государственных служащих, плюс приравненные к ним лица. Нужно отметить, что данных о количестве людей, имеющих в РТ двойное с Россией гражданство, нет, но их достаточно много.
Договору об урегулировании вопросов двойного гражданства 21 год и за это время сотни тысяч граждан РТ стали обладателями и российского гражданства. Очереди в консульство России в РТ говорят сами за себя.
Сейчас многие из этих людей в одночасье должны, вероятно, или отказаться от второго гражданства, то есть — российского, или же уволиться с работы. Пока ответов на эти вопросы нет, потому что нет еще и механизма того, как будут работать эти поправки.
По примеру России?
По мнению руководителя Уральского регионального информационно-аналитического центра российского института стратегических исследований Дмитрия Попова, в том, что Таджикистан намерен запретить лицам с двойным гражданством поступать на государственную службу, нет ничего такого, что можно было бы интерпретировать как угрозу для двусторонних отношений с Россией.
"Это нормальная международная практика, которая к тому же применяется и в самой Российской Федерации. Напомню, что согласно российскому федеральному закону 2004 года "О государственной гражданской службе РФ" (п.7 ст.16), лицо не может находиться на госслужбе РФ в случае, если у него есть гражданство другого государства. Исключение могут составлять только случаи, когда такая возможность прямо прописана в соответствующем международном договоре, — говорит Попов. — Между Россией и Таджикистаном есть специальный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года, но там возможность лиц с двойным гражданством поступать на госслужбу в РФ не зафиксирована. Поэтому таджикские граждане такими правами не обладают".
По словам эксперта, новым законопроектом Таджикистан, в принципе, внедряет у себя те же правила, которые в России действуют многие годы.
"Напомню также и то, что сейчас многие таджикские граждане из числа бывших военнослужащих и служащих правоохранительных и специальных органов предпочитают оформлять российскую пенсию вместо таджикской. Возможно, пришло время таджикской стороне пересмотреть и эту практику, тогда ее действия будут выглядеть последовательными", — считает эксперт РИСИ.
Говоря о слухах о том, что Россия и Таджикистан в будущем могут отказаться в принципе от упомянутого договора о двойном гражданстве, Дмитрий Попов отметил, что "если бы это произошло, негативный эффект почувствовали прежде всего граждане Таджикистана".
"Это так, потому что в большинстве случаев именно граждане Таджикистана пользовались дополнительными правами, вытекавшими из данного договора, в том числе — социальными", — отметил он.
Возможных причин три
"Депутатов таджикского парламента можно понять, — говорит российский политический обозреватель Андрей Захватов. — Скорее всего, численность государственных чиновников в Таджикистане и людей в погонах, имеющих российское гражданство, достигла такого уровня, что не замечать это уже нельзя, и руководству страны впору задать себе вопрос — кем управляются государственные структуры суверенного Таджикистана?"
Насколько можно полагать, внесенные поправки в законы "О государственной службе" и "Об органах национальной безопасности" преследуют совершенно конкретные цели.
Первая — лишить госчиновников и "чекистов" возможности воспользоваться иностранным гражданством и покинуть Таджикистан в нужное и удобное для себя время. Вторая — снизить объем вывода капитала из таджикских банков за рубеж.
Третьей причиной, по словам Захватова, могло стать решение снизить до минимума возможность утечки за рубеж государственных секретов и важнейшей коммерческой информации.
"Но эта цель, на мой взгляд, вряд ли может быть достигнута в полной мере — если носитель секретов решил передать секреты кому-то, то он сделает это, независимо от того, какой паспорт у него в кармане, — полагает Захватов. — Теоретически можно допустить также, что руководство страны встревожено высокой численностью населения Таджикистана, имеющего иностранное гражданство — как бы эти граждане не соорганизовались и не попросили бы "защиту своих прав" у своей "второй родины".